В современном мире прослеживается связь живописи и с другими видами искусств, например с литературой. Например, Марк Шагал (1887-1985) иллюстрировал Гомера и «Сказки тысячи и одной ночи», Н.В. Гоголя и Ж. Лафонтена. В 1956 году в Париже увидела свет иллюстрированная им Библия. Священное Писание иллюстрировал и сюрреалист, творец кошмарных фантасмагорий Сальвадор Дали (1904-1989). Созданный им том поражал колоссальными размерами и роскошью отделки.
Конец ХХ столетия был ознаменован появлением компьютерной графики, возможности и преимущества которой безграничны. Компьютер позволил значительно облегчить, упростить и удешевить создание новых шрифтов. Однако новейшие электронные технологии на первых порах привели к снижению уровня оформительского мастерства. Особенно этому подвержен жанр фэнтези, в котором значительную роль играет компьютерная графика.
Стоит так же заметить, что значительная часть компьютерных игр щедро использует оккультно-мистическую символику, а персонаж в дьявольской личине становится центральным во многих играх.
Многие современные художники, разрабатывающие христианскую тематику, являются лишь подражателями мастеров прошлого (в том числе - мастеров авангарда и модернизма), явно ориентируясь на коммерческий успех. Но даже в этом случае довольно часто в канонические сюжеты включаются инородные оккультно-мистические элементы. Скорее всего, это объясняется тем, что собственно церковное, Богослужебное искусство отделено от светского.
Но и религиозная внецерковная живопись испытывает влияние со стороны современной культуры, в том числе - новой религиозности. Интерес к духовному (в частности, к религиозному) в искусстве ХХ в. несомненен. Современное искусство постепенно избавляется от своей "чувственности", не столько обращаясь к религиозным сюжетам, сколько стремясь преодолеть материальность и детерминированность этого мира "изнутри".
Массовая культура фактически является новым религиозным культом со своими Богами, героями, жрецами, ритуалами и, конечно же, адептами, со священным трепетом взирающими на телеэкраны. Безусловно, медиакультура - важнейшая часть современной массовой на почве которой вырастает новое религиозное сознание. Кино, телевидение, видео, системы мультимедиа, используя различные религиозные символы и смыслы, влияют на картину мира современного человека. С точки зрения традиционного религиозного сознания, медиарелигиозность – это грубая подделка под вечные божественные ценности, а то и «религия Антихриста»[55] В современном кинематографе зачастую затрагивается тема религиозности, рассказывается о культах, присутствует большой элемент магии. В настоящее время много фильмов, причем сатана является в человеческом облике, но это всего лишь внешняя оболочка, которая в кульминационный момент сбрасывается, и мы можем видеть истинный образ дьявола, который изображен еще в средневековой живописи.
Как и в кинематографе, сети интернет, архитектуре, так и в живописи к XX веку многое меняется, хотя образы Иисуса выполняются в более каноничном виде, нежели образы Бога-отца. Так же существует большая разница между работами художников XX и XXI века. На современных выставках (последние 5 лет) художники представляли отдаленные от канона образы Христа, Бога, Дьявола.
На выставках была дана возможность представить себя Христом (что говорит об эгоизме нашего общества), также можно было попытаться разглядеть образ Бога-сына в инсталляции с рыбой, которой отрубают голову. В последнем случае Иисус показывается через вполне устойчивый символ, но в то же время в совершенно ином облике. Может подобно Ницше, который когда-то сказал о том, что мы убили Бога, автор хотел показать, что мы до сих пор убиваем Христа, убиваем религиозность. Можно сказать, что если в современном обществе есть спрос на «популяризованного» Христа, то соответственно есть и предложение. С одной стороны человек все более упрощает образы Бога и Дьявола, а с другой все более их усложняет и все дальше отходит от канонических изображений. Но в то же время, например плакат под логотипом «Coca Cola»: «This is my blood» на котором изображен Иисус, как поп- герой, выступает как бы в укор самому себе, ведь под этим плакатом подразумевается упрек потребителям, доверяющих коммерческой рекламе, в том, что для нее товары типа «Кока-колы» заменили собой святыню, логотипы известных фирм превратились в сакральные тексты, а само потребление материальных благ - в подобие сакрального таинства.
|