Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Христианская вера и научное знание: конец противостояния
Страница 2

Безраздельно господствующее в природе второе начало термодинамики неукоснительно подвигает мир в сторону сглаживания и стирания всяких различий – в направлении равномерного и наиболее вероятного распределения материи. В конечном счёте всё должно прийти к некому однородному и лишенному какой-либо структуры состоянию. Но если распад материальных вещей заканчивается безликостью, то встречный процесс, казалось бы, наоборот, должен исходить из чего-то непрерывного и, конечно, безэнтропийного. А таковой основой является только наша мысль, с которой всегда начинается творчество и возникает всё рукотворное.

Так мы приходим к непрерывному континууму, могущему быть местопребыванием исходной вселенской мысли. Видимо, потому-то загадочный континуум и был на протяжении веков объектом острых дискуссий в философии, математике и физике. В материальных аналогах континуума – жидких и воздушных средах – обязательно присутствуют вихри, балансирующие, так сказать, на грани движения самой среды и, в некотором роде, самостоятельных образований, уже выделившихся из неё. Кроме того, в лице вихрей с незапамятных времён видели образ первоначала мира (Эмпедокл, Анаксагор, Декарт и другие).

Абстрагируя вихри и непрерывность от физических свойств, мы получаем пустоту, но не абсолютно пустую, а связанную «чистым» идеальным движением духа или мысли. И если именно к такой «онтологической» пустоте отнести едкий вопрос Лейбница и Аристотеля «почему существует нечто, а не ничто?», то ответ будет таким: в противном случае не было бы и всего остального. Да и подобные вопросы уже некому было бы задавать…

Окончательная ясность достигается при отождествлении абстрактных вихрей с логарифмической спиралью, радиусы которой задаются бесконечным рядом золотой пропорции, описывающим, в свою очередь, трансцендентную целостность во всех масштабах Бытия. Более того, у данного ряда ЗП выявляется важнейшее свойство мысли – направленность, соответствующая движению от «большего» целого к «меньшему». Но ведь и водоворот собирает в единую горсть всё то, что ранее плавало порознь…

Итак, сведение во взаимодополняющей гармонии целого комплекса разрозненных философских, математических и физических представлений, которые поотдельности как-то повисали в воздухе, естественным образом подводит к невидимому духовному началу – «чистому» движению, наделённому смыслом и изоморфному по своей «золотой» организации самой природе. Вот поэтому оно и удерживает её от распада и деградации, диктуемых термодинамикой.

В рамках изложенного разъясняются, например, такие фундаментальные вопросы, остающиеся в тени науки, как природа тяготения и происхождение элементарных частиц материи. И то, и другое порождается духом: в первом случае проявляется его объединяющая сила, а во втором – различное по топологии замкнутое движение образует первые «кирпичики» мироздания. Эта связь движения (или энергии) с материей и выражается, собственно, знаменитой формулой Эйнштейна. Наконец удаётся понять и великую консолидирующую силу любви – как неугасимое стремление к целостности двух сторон, побуждаемое духом объединения «в золоте».

Страницы: 1 2 

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...