Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Рождение русской святости
Страница 4

Иначе говоря, в этом случае перед нами открывается совершенно иная традиция рождения русской святости, не связанная с официальной киевской традицией, но идущая от прославления двух варягов. Эта традиция опирается на сведения “Летописца старого Ростовского” и, видимо, существовала в Ростове, в летописании которого князья-братья Борис и Глеб даже не называются мучениками. В то же время, эта традиция поддерживалась и частью иноков Киево-Печерского монастыря, раз она сохранилась в составе “Киево-Печерского Патерика”. Впрочем, в дальнейшем эта традиция была забыта.

***

Вообще, в письменной традиции Киево-Печерского монастыря изначально существовали и противоборствовали разные духовные тенденции. Об этом свидетельствуют противоречивые данные, сохранившиеся о первых печерских подвижниках, основателях монашества на Руси. И в первую очередь, сведения о преподобном Антонии Печерском. Преподобный Антоний Печерский (ум. 1073) — основатель Киево-Печерского монастыря. Сведения о жизни Антония очень противоречивы. Родился он в г. Любече, недалеко от Чернигова. По некоторым сведениям в миру носил имя Антипа. Согласно древнему Житию (кон. XI в.), сведения которого частично сохранились в “Киево-Печерском Патерике” и в “Повести временных лет”, в 1012–1013 гг. Антоний предпринял паломничество на Святую Гору Афон, где в одном из монастырей принял монашеский постриг. Около 1013 г. он вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра близ села Берестова под Киевом. После смерти великого князя Владимира Святославича, во времена междоусобной брани его сыновей, Антоний вновь удалился на Афон, где пребывал несколько лет (1017–1027 гг.). Позднее он вернулся на Русь и в 30-е гг. XI в., к нему, вновь живущему в пещере возле Киева, пришли другие иноки — Моисей Угрин и Иларион, будущий митрополит Киевский. В Житии Антоний представлен в сане иеромонаха, который сам постригает в монашество и рукополагает в священники. Преподобный Антоний основывает монастырь, рукополагает в игумены Варлаама и удаляется в затвор, в котором пребывает 40 лет до самой смерти. Традицию Жития Антония принято называть “антониевской”.

В других местах “Повести временных лет” и “Киево-Печерского Патерика”, не связанных с традицией Жития Антония, предлагается иная версия жизни преподобного Антония Печерского, которую принято называть “феодосиевской”. Согласно “феодосиевской” традиции Антоний лишь однажды побывал на Афоне, где и принял монашество. Затем греческий игумен направил Антония обратно на Русь со словами: "Иди снова на Русь, такова воля Бога, и будет с тобой благословение от Святой Горы, и многие от тебя черноризцами станут". Антоний вернулся в Киев в 1051 г. и поселился в пещере близ киевского села Берестово, которую до того вырыл Иларион, ставший в 1051 г. митрополитом Киевским. В 50-е гг. XI в. рядом с Антонием поселяются и другие подвижники, числом 12 человек. Среди них были и будущие игумены Киево-Печерского монастыря Феодосий и Никон. Иноки вырыли большую пещеру, устроили в ней церковь и келии. Так был основан Киево-Печерский монастырь.

Антоний отказался стать игуменом монастыря, но пользовался среди монахов непререкаемым авторитетом. В “феодосиевской” традиции подчеркивается важная деталь — Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял это делать Никона. Сам Антоний жил затворником в отдельной пещере, благословлял братию на монашеские подвиги, но почти не принимал участие в жизни монастыря. По благословению Антония была построена Успенская церковь, кельи и монастырская ограда. Преподобный Антоний привнес в русскую духовную жизнь неведомое до той поры влияние восточного монашества. В монастыре был очень строгий устав, иноки боролись с искушениями плоти путем физических страданий — носили власяницы, морили себя голодом, живыми закапывали себя в землю. Таким образом они считали возможным обрести спасение после смерти и вечную жизнь. Около 1062 г., когда первый киево-печерский игумен Варлаам стал наставником другого монастыря, по благословению Антония игуменом Киево-Печерского монастыря был избран Феодосий.

В 1069 г. из-за конфликта с великим князем Изяславом Ярославичем, Антоний покинул Киев и поселился в пещере близ Чернигова, "на Болдиных горах". Позднее на этом месте возник Успенский (Елецкий) монастырь. Но вскоре Изяслав раскаялся, и Антоний вернулся в Киево-Печерский монастырь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Ислам: направления, течения, секты
В отличие от христианства, складывавшегося на базе множества различных течений и сект и сплавлявшегося в единое целое усилиями многих незаурядных его деятелей, начиная с последователей евангельского апостола Павла, ислам вначал ...