Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
Страница 1

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы

Перевезенцев С. В.

Знаменательно, что именно в XVI столетии в полную силу на Руси разворачивается почитание Пресвятой Божией Матери, а Сама Богородица все более являла Свой Благодатный Покров над Россией. Так, одно из крупнейших событий XVI века — Казанская победа — случилась именно в день праздника Покрова Божией Матери, и храм в Москве в честь этой победы был посвящен именно этому празднику — знаменитый Покровский собор на Красной площади.

Но чаще всего Свою Благодать Богородица являла через Свои иконы. Прежде всего, новые чудеса в XV–XVI вв. явила Владимирская Икона Божией Матери. Одно из них связано со спасением Руси от ордынского ига. В июне 1480 г. татарский хан Ахмат выступил в “великий поход” против Москвы, чтобы заставить великого московского князя возобновить выплату дани в Орду. Подойдя к реке Оке, Ахмат увидел, что все переправы через нее заняты московскими полками под командованием сына великого князя Ивана Ивановича Молодого и воеводы, князя Данилы Дмитриевича Холмского. Татарское войско двинулось к реке Угре, левому притоку Оки, надеясь там переправиться в московские земли. Однако русские полки успели перебраться к Угре, в район Калуги.

И русские войска успешно отразили несколько попыток татар форсировать реку, умело применяя пушки и ручное огнестрельное оружие. 26 октября ударили морозы, и Угра покрылась льдом. Со дня на день ожидалось решительное наступление татар.

В Москве православный народ молился перед Владимирской иконой Божией Матери. И неожиданно, 9 октября татары поднялись и стали отходить в степь. 11 ноября 1480 г. ушел и Ахмат. Летописец записал: “Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались”. Вскоре, не успев возвратиться в Орду, Ахмат был убит. С ордынским игом на Руси было покончено навсегда.

Освобождение Руси от ордынского ига народным сознанием оказалось связано с заступничеством Божией Матери от Своей Владимирской иконы. И недаром был установлен новый праздник в честь Владимирской иконы 23 июня (6 июля), а место стояния на Угре современники назвали “поясом Богородицы”.

И в других случаях икона Владимирской иконы Божией Матери спасала Московскую Русь от вражеских нашествий: ранее, в 1408 г. — от набега эмира Едигея; и позднее, в 1521 г. — от нашествия крымского хана Мухамед-Гирея.

Чуть позже своими чудотворениями прославились и другие иконы. И не случайно, что кроме множества праздников в честь новопрославленных русских чудотворцев, в XVI столетии было установлено несколько праздников в честь святых икон Богородичного цикла и в память о событиях, с этими иконами связанных. И снова Москва тщательно и настойчиво собирала русскую святость. В 1584 году был принят в Москве и стал совершаться по всей России праздник в честь древней новгородской святыни — иконы Божией Матери “Знамение”. Свершилось явление новых чудотворных икон Богоматери — Святогорских на Синичей, или Святой, горе в Псковском крае (1569 г.) и Казанской иконы Божией Матери в городе Казани (1579 г.). В XVI веке явилась миру и еще одна православная святыня — Почаевская икона Божией Матери. Новые праздники установили и в честь главной русской святыни — иконы Владимирской Божией Матери, которая явила свое заступничество Москве во время вражеских нашествий. И, наконец, общерусское почитание приобрели Смоленская, Донская и Тихвинская чудотворные иконы Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матери “Донская” — это двусторонняя икона, с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках на лицевой стороне и "Успением Богородицы" на обороте.

Богородица и Богомладенец Христос изображены в иконографическом типе Умиления — умиленно прильнувшими друг к другу. Царственно прекрасный лик Божией Матери, нежно склоняющийся к кроткому лику младенца Сына, широко открытые глаза, созерцающие свет небесный, видящие людскую скорбь сиюминутной жизни на земле и вечные крестные страдания Своего Сына, влекут к себе и успокаивают душу, обещая сострадание, заступничество и всепрощающую материнскую любовь. Недаром в XVI в. эту икону называли еще "Богородица Милостивая".

Общероссийское почитание Донской иконы Божией Матери связано с реальными историческими событиями. В царствование Ивана IV Васильевича начался очередной этап борьбы с "неверными агарянами" — Казанским, Астраханским и Крымским ханствами, остатками Золотой Орды. Два похода, совершенные Иваном Васильевичем на Казань не принесли успеха. Подготавливая новый, 1552 г., поход, вспомнили о событиях конца XIV в., когда московский князь Дмитрий Иванович разбил на Куликовом поле воинство Мамая. Для русских людей XVI в. как бы вновь повторялись события давно минувших дней.

Вспомнили и о том, что в Коломне, в Успенском соборе, хранится икона Божией Матери, которая, по преданию, была вместе с Дмитрием Ивановичем на Дону, на Куликовом поле и споспешествовала победе русских войск. Перед решительным походом на Казань, находясь в Коломне, Иван IV пришел в церковь Успения и молился перед иконописным образом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...