Истоки первых религиозных представлений предков современного
человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни.
Видимо, это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации
нижнепалеолитических палеоантропов (неандертальцев и неандерталоидов или, как
принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа —сапиентных,
т.е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому способных не
только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и к некоторой
абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере духовной, т.е. к
работе мысли. Возможно, что еще до завершения процесса сапиентации тысячелетиями
накопленная практика охоты – важнейшего момента обеспечения существования – или
погребения покойников уже формировала у членов первобытного стада нормы
поведения, диктовавшиеся не только целесообразностью, но и верой в
существование сверхъестественных сил, которые могут помочь или навредить.
Однако это только предположение. Реально подобного рода кардинальные изменения
наука фиксирует лишь с момента завершения процесса сапиентации около
40тыс. лет назад, когда новый сапиентный человек стал быстро распространяться
по планете, решительно вытесняя своих более отсталых предшественников.
Рекомендуем к прочтениюИслам: направления, течения, секты
В отличие от христианства, складывавшегося на базе множества
различных течений и сект и сплавлявшегося в единое целое усилиями многих
незаурядных его деятелей, начиная с последов ...
Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности
национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером
мышления, ценностными ориентациями, включая к ...
Арианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри ...
|