Официальные церковные историки от Евсевия Кесарийского до наших дней всегда рассматривали
конфликт между властями Римской империи и христианскими общинами первых трех веков
как развертывание своего рода священного процесса наследования по праву, который
включает борьбу зла против добра на почве, лишенной всякой политической и социальной
реальности. Это затяжная, трудная, жестокая борьба, исход которой заранее известен:
поражение преследователей, почти всех обреченных на трагический конец, и триумф
гонимых, сплоченных вокруг их иерархий благодаря ниспосланному свыше исправлению
одного из самодержцев, Константина Великого, вдохновленного богом и победившего
с крестным знамением.
События следуют лишь в одном направлении. Конкретные факты замещаются чудесами.
«Божественная комедия» откликается на эту традицию словами Данте о том, что если
бы мир обратился в христианство без чудес, то это было бы во сто раз более поразительное
чудо, чем все остальные («Рай, XXIV, 106–108). Ничего удивительного, что подобная
мысль преобладала в средние века. Удивительно другое: она находит себе место и в
наши дни.
Достаточно взглянуть непредубежденным взглядом на историю преследований христиан,
обратившись к источникам, а не к метафизическим формулам, чтобы убедиться, что не
империя обратилась в христианство в начале IV в., а, наоборот, христианство слилось
с новыми государственными структурами, предназначенными увековечить более гибкими
методами, посредством менее тяжкого и кровавого контроля классовое господство власть
имущих. Истории переустройства отношений религии и государства сопутствовала история
различных репрессивных вторжений государства в религиозную жизнь. Ответом на них
явилось, естественно, сопротивление гонимых.
Каковы же подлинные мотивы репрессий имперских властей против христианства в
эпоху кризиса, завершившегося распадом языческого мира и его идеологическим и политическим
преобразованием? И как совершился переход от первоначальной несовместимости властвующих
слоев и христианских общин к включению церкви в общество?
Рекомендуем к прочтениюВосток: общество и религия
В современном мире Восток играет все более заметную роль.
Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над
стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и п ...
Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею
традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали
групповой опыт поколений и стабильную систему обще ...
Монотеистические религии: иудаизм
Все три монотеистические религиозные системы, известные
истории мировой культуры, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой
и генетически восходят к одной и той же бли ...
|