Для индийских религиозных систем характерны структурная
рыхлость и аморфность, терпимость, свобода личного выбора. Каждая религиозно
активная личность самостоятельно решала, куда и за кем идти – в монахи, аскеты,
йоги и т.п. Что же касается религиозно пассивной массы, мирян, то их
симпатии тоже обычно ничем жестко не ограничивались. Принимая во внимание
групповое давление семьи, общины, касты, они тем не менее могли изменяться в
зависимости от обстоятельств.
В период расцвета буддизма на рубеже нашей эры чаша весов
заметно склонялась в пользу учения Будды, так широко открывшегося для всех. Это
главное свойство буддизма и определило его судьбу: проникая за пределы Индии и
обнаруживая там в ряде случаев духовный вакуум в тех специфических сферах
философско-метафизических поисков и споров, которые были характерны для Индии и
разработаны именно там, буддизм легко пускал корни вне своей родины. В то же
время в самой Индии он начал встречать возраставшее сопротивление со стороны
близких к нему по духу и структуре учений, которые более удачно, чем буддизм,
вписывались в исторически сложившуюся социально-кастовую организацию. Видимо,
это сыграло свою роль в том, что буддизм сравнительно легко уступил свои
позиции на родине другим доктринам, и прежде всего складывавшемуся на базе
древнейшего брахманизма индуизму.
Рекомендуем к прочтениюЦивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею
традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали
групповой опыт поколений и стабильную систему обще ...
Даосизм
Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам,
исполняли обряды и ритуалы в честь предков, Неба и Земли, согласно требованиям
Лицзи. Любой из тех, кто находился выше уро ...
Информационная служба
За последние несколько лет информационно-аналитическая деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях получила существенное развитие. Это объясняется рядом ...
|