П ревращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное
недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием,
в религию терпимую, затем избранную и, наконец, признанную единственным законным
культом потребовало почти столетнего периода, начиная со времен Константина, в начале
IV в., до смерти Феодосия в 395 г.
Это превращение не было ни прямолинейным, непрерывным процессом, ни какой-либо
односторонней мерой государственных органов, преследовавших идеологические цели.
Сама христианская церковь с первых своих шагов и до Константина перешла от стихийных
форм самоуправления до иерархического правления, от ожидания радикального изменения
общества к принятию существующего порядка вещей, от отказа от «этого мира» к попытке
контролировать изнутри традиционные инструменты власти «над миром».
На первом плане мы видим в этот период серию существенных изменений в экономической,
политической и военной структуре империи.
Рабовладельческая система как основная форма общественных отношений вступает
в кризис и становится менее эффективной не только в деревне, но также и в городе.
Земельная собственность в эту эпоху ограниченной торговли и слаборазвитой мануфактурной
и ремесленной деятельности остается господствующей формой собственности в экономике.
Но сокращение рабочей силы, поглощенной военными операциями, и вторжения извне делают
латифундии малодоходными, особенно в провинциях. Труд рабов в сельском хозяйстве
заменяется другими типами подневольного труда: трудом колонов и мелких арендаторов.
Нищета. крестьянина сохраняется и усугубляется. На этой основе возникает тип крупного
земельного собственника-абсентеиста, который сам не ведет своего хозяйства и не
живет в поместье, а стремится привязать к земле, огражденной от налогов, целые семьи
землевладельцев. Крепостное право уже не за горами.
В городах рабы еще применялись на возведении домов и общественных сооружений,
в домашней работе, на строительстве дорог и при перевозке грузов. Они теперь преимущественно
не италийского происхождения — это люди из провинций, с Востока, «варвары»: галлы,
мавританцы, сирийцы, сарматы, а вскоре и готы и алеманны. И это тоже способствует
их разладу с культом своих господ и принятию ими христианских религиозных верований.
Дарованные грамоты, которыми господа объявляли свободными своих рабов, становятся
все более частым явлением. Набирает силу слой привилегированных «отпущенников»,
мелких и средних предпринимателей, которые все более жадно и жестоко эксплуатируют
чернорабочих, каменщиков, ремесленников.
Рекомендуем к прочтениюПроблема истоков: иудаизм и христианство в свете последних открытии
И стория христианской религии насчитывает теперь уже две тысячи лет,
однако ее идеологические и ритуальные истоки можно обнаружить примерно за столетие
до начала новой эры. Нар ...
Индуизм
Для индийских религиозных систем характерны структурная
рыхлость и аморфность, терпимость, свобода личного выбора. Каждая религиозно
активная личность самостоятельно решала, куда ...
Эволюция религиозной жизни и обрядности. Возникновение папства
Дискуссии, развернувшиеся в IV в. в христианской церкви, способствовали выдвижению
нескольких епископов и толкователей текстов, которые вошли в категорию «отцы церкви».
На Вост ...
|