Внутренняя организация христианских общин восточного бассейна Средиземного моря,
ставшая моделью для других церквей греко-римского мира, предстает перед нами во
всей своей непосредственности в тексте, который пользовался большой популярностью
в первые периоды истории церкви и исчез в своей оригинальной форме в конце IV или
в начале V в., но был, к счастью, обнаружен греческим епископом Филотеем Бриенниосом
только в 1875 г. в рукописи, хранившейся вначале в Константинополе, а потом в библиотеке
православной патриархии Иерусалима.
Правда, некоторые части этого документа оказались включенными в седьмую книгу
«Апостолических конституций», приписываемых Ипполиту Римскому, а отдельные отрывки
его дошли до нас в коптских, латинских и арабских переводах. Однако, когда это произведение
было собрано воедино, его открытие явилось своего рода сенсацией для историков древней
христианской литературы, столь далеким оказался найденный текст от официального
описания раннехристианской обрядовой и организационной структуры.
Речь идет о подобии краткого руководства по религиозному воспитанию и отправлению
богослужения. Оно восходит к началу II в. и известно под названием «Учение двенадцати
апостолов», или «Дидахе». Слово «двенадцать», впрочем, должно быть, было добавлено
позже, поскольку ни Евсевий Кесарийский, ни Афанасий в IV в. о нем не вспоминают.
Они называют этот труд просто «Учение апостолов». Термин «апостол», к тому же, в
первичной иерархической структуре не имеет ничего общего с наименованием непосредственного
учения Иисуса.
В первой части текста ни евангелие, ни Христос нигде не упоминаются, а среди
изречений, восходящих, как в нем сказано, к новозаветной традиции, некоторые либо
утрачены в писаниях, либо были изъяты из официального текста Евангелий от Матфея
и Луки (о двух других евангелиях в этом документе не содержится никаких упоминаний).
Таков, например, почти конформистский афоризм, которого нет в евангелиях, но который
известен не только из «Учения апостолов», но и из сочинений св. Августина, Кассиодора,
Григория Великого и св. Бернарда: «Пусть милостыня прежде увлажнится потом в твоих
руках, прежде чем ты поймешь, кому ее подать».
Рекомендуем к прочтениюВосток: общество и религия
В современном мире Восток играет все более заметную роль.
Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над
стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и п ...
Из хадисов Пророка Мухаммада
Сообщается, что Абу АбдаллахХузайфа ибн ал-Йаман ал-Ансари, да будет доволен
Аллах ими обоими, известный как писец Посланника Аллаха, да благословит его Аллах
и да приветствует ...
Ислам: возникновение и распространение
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалас ...
|