Дискуссии, развернувшиеся в IV в. в христианской церкви, способствовали выдвижению
нескольких епископов и толкователей текстов, которые вошли в категорию «отцы церкви».
На Востоке кроме Афанасия и трех каппа-докийцев — Григория Нисского, Григория На-зианского
и Василия Кесарийского — выделяется фигура Иоанна, прозванного Хризостомом или Златоустом.
Личность сложная и противоречивая, Иоанн несомненно был выдающимся проповедником.
Он одним из первых начал употреблять по-гречески термин «христианство». Призванный
в 397 г. занять епископскую кафедру в Константинополе, он вскоре стал жертвой ревности
и соперничества александрийских епископов, не желавших примириться с упадком своей
епархии и александрийской школы, которую затмила новая столица империи. В 404 г.
жена императора Аркадия Евдоксия заставила изгнать его с епископской кафедры. Иоанн
не скрывал своей консервативной ориентации в социальной сфере. «Недостаточно рабу
стать христианином, — утверждал он с безжалостной прямотой, — чтобы его можно было
считать свободным человеком».
На Западе в числе целой когорты менее значительных лиц мы встречаем миланского
епископа Амвросия и Иеро-нима, умершего в Вифлееме в 420 г., приверженца аристократического
аскетизма индивидуалистского толка, неутомимого редактора древних латинских переводов
Ветхого и Нового заветов, которые он систематизировал в «Вульгате», или «народном»
переводе, использовав свое знание еврейского и греческого языков. Особенно выделился
живший в Северной Африке Гиппонский епископ Августин, ревностный и пристрастный
теоретик божественного выбора «избранных», идеи двух противостоящих друг другу «градов»
— божьего и человеческого.
|