Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Глоссарий
Страница 4

ДЖАХАННАМ

Преисподняя, ад. Слово «Джаханнам» этимологически восходит к тому же корню, что и древнееврейское «геенна», то есть произведено от названия долины Генном близ Иерусалима, где во времена язычества приносились человеческие жертвы.

В мусульманской литературе встречаются весьма «красочные» и натуралистические описания Джаханнам. Одно из таких описаний гласит:

«— О Булукия, — ответил ему царь Сахр, — Аллах великий создал адского огня семь слоев, один над другим, и между каждым слоем тысяча лет пути. И первому слою Он дал название Джаханнам и уготовал его для ослушников из правоверных, которые умерли без покаяния; а название второго слоя — Лаза, и уготовал Он его для неверных. Название третьего слоя — ал-Джахим, и Аллах уготовал его для Яджуджа и Маджуджа; название четвертого слоя — ас-Сайр, и Аллах великий уготовал его для племени Иблиса; название пятого слоя — Сакар, и уготовал его Аллах для переставших молиться; название шестого слоя — ал-Хутама, и уготовал Он его для евреев и христиан; название седьмого слоя — аль Хавия, и уготовал его Аллах для лицемеров. Вот каковы эти семь слоев. — Может быть, Джаханнам — самый легкий из всех по наказанию, так как это верхний слой? — спросил Булукия. И царь Сахр ответил ему: — Да, он самый легкий из всех по наказанию, но вместе с тем в нем тысяча ценных гор и под каждой горой семьдесят тысяч огненных долин, а в каждой долине семьдесят тысяч огненных городов, а в каждом городе семьдесят тысяч огненных крепостей, а в каждой крепости семьдесят тысяч огненных помещений, а в каждом помещении семьдесят тысяч огненных ложей, а на каждом ложе семьдесят тысяч способов пытки. И нет среди всех слоев адского огня, о Булукия, более леткой пытки, чем пытка Джаханнам, так как это — первый слой; что же до остальных, то число разных пыток, которые в них заключаются, знает только Аллах великий.

И когда Булукия услышал от царя Сахра такие слова, он упал, покрытый беспамятством, а очнувшись от обморока, он заплакал и сказал: — О царь, каково будет наше состояние? — О Булукия, — ответил ему царь Сахр, — не бойся и знай, что всякого, кто любит Мухаммада, не сжигает огонь, и он освобожден ради Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), и от всякого, кто принадлежит к его религии, огонь убегает».

ДЖАХИЛИЙА

Эпоха невежества, период до ислама. В переносном смысле это слово применяется к учению тех исламских сект, которые отвергают уставы веры.

ДЖИБРИЛ (ДЖАБРАИЛ, ДЖЕБРАИЛ)

Один из четырех ангелов, приближенных к Аллаху. Джибрил доносит волю Аллаха до посланников и пророков. Коран называет его «благородным посланником» и говорит: «Скажи: «Кто был врагом Джибрилу…» — ведь он низвел его на твое сердце с соизволения Аллаха для подтверждения истинности того, что было ниспослано до него, как прямой путь и радостная весть верующим» (2:91), «Это — поистине, слово посланника благородного, обладающего силой у властителя трона могучего, встречающего покорность и, кроме того, доверенного» (81:19–21).

Именно Джибрил явился Мухаммаду в ночь пророчества и открыл Пророку Слово Аллаха — Коран: «Скажи: «Ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман»» (16:104).

ДЖИЗЙА (ДЖИЗЬЯ)

Подушная подать, которой облагаются иноверцы.

ДЖИННЫ

Сверхъестественные существа, как правило, не слишком дружелюбно относящиеся к людям. Джинны созданы Аллахом из бездымного огня; тела у них огненные или воздушные. Они способны приобретать любую форму и выполняют любые приказания. Джинны — и джинньи — делятся на три группы: гули, ифриты и силаты. Согласно фольклорной традиции, джинны появились из человеческой тени. Правят джиннами цари из династии Сулайманов; обитают они на горе Каф. Добрые джинны часто принимают облик прекрасных женщин, а злые являются в обличье чудовищ с головой гиены и волчьими лапами вместо ног. Нередко джинны предпочитают оставаться невидимыми, и об их присутствии можно догадаться лишь по аромату корицы, который вдруг разливается в воздухе. Колдуны частенько заключают джиннов в медные сосуды или кольца. В «Тысяче и одной ночи» содержится рассказ о происхождении джиннов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме

Эволюция религиозной жизни и обрядности. Возникновение папства
Дискуссии, развернувшиеся в IV в. в христианской церкви, способствовали выдвижению нескольких епископов и толкователей текстов, которые вошли в категорию «отцы церкви». На Востоке кроме Афанасия и трех каппа-докийцев — Григори ...