ИДЖТИХАД
В мусульманском праве «благочестивое усердие», с которым только и допускается высказывать собственное мнение по какому-либо спорному вопросу. Согласно суннитским мазхабам (ханафиты, ханбалиты, маликиты, шафииты), «врата иджтихада» закрыты, то есть разработка основных положений вероучения, обрядов, нравственности и общественных устоев завершена. Мазхаб шиитов-джафаритов не признает «врата иджтихада» закрытыми.
ИКАМА
Второй призыв к молитве, раздающийся непосредственно перед ее началом. Икама состоит из тех же молитвенных возгласов, что и азан, но все они повторяются только по одному
разу.
ИМАМ
Предстоятель на молитве, руководитель богослужения. Первым предстоятелем, согласно Сунне, был Пророк Мухаммад.
В понимании суннитов имам по сей день остается именно предстоятелем на молитве, тогда как шииты расширили значение этого слова. По их учению, имам — законный правитель мусульманской общины, то есть человек из семьи Пророка. По этому учению, первым имамом считается Али ибн Абу Талиб.
Шиитская традиция двунадесятников насчитывает двенадцать имамов, последним из которых признается потомок Пророка, также носивший имя Мухаммад. Загадочное исчезновение этого имама привело к возникновению учения о «сокрытом имаме», которого Аллах укрыл до поры от людей в недосягаемом месте. Предание гласит, что в назначенный срок он вернется к людям и восстановит на земле справедливость.
С титулом имама связано название шиитских государств — имаматы.
ИМАН
Вера, «хранимая в сердце», то есть вера как таковая, а не внешнее ее проявление (соблюдение культа).
ИНДЖИЛ
Священный текст, ниспосланный Аллахом пророку Исе. ИСА
Один из пророков-предшественников Мухаммада, «речение Истины», как называет его Коран, сын девы Марйам и посланник Аллаха к израильтянам. По Корану, еще в колыбели Иса поведал о своем предназначении: «Он сказал: «Я — раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком. И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я вижу, и благость к моей родительнице и не сделал меня тираном, несчастным. И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!»» (19:31–34).
Принято считать, что Иса «синонимичен» христианскому Иисусу, однако Коран отрицает божественность Исы и христианское представление о Троице: «И сказали христиане: «Мессия — сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!
Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!» (9:30–31).
Пророк Иса после исполнения своей миссии был взят Аллахом на небо. Перед концом света он вновь появится на земле, чтобы победить обманщика Даджжала и установить царство справедливости.
ИСЛАМ
Букв. «покорность». Первоначально — откровение, ниспосланное Аллахом Мухаммадом, затем — вероисповедание и образ жизни населения мусульманских государств. Наряду с христианством и буддизмом ислам признается мировой религией. На сегодняшний день эту веру исповедуют свыше 1 миллиарда человек.
По замечанию Л. С. Васильева, «ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий мира. Это объясняется, в частности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организации он всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство на Западе. Никогда, даже в пору полного своего господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполонил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах протекала в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с вероучением, все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры и хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось, а потому, что в условиях всеобщности ислама, его интегральности выступить против него означало выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться вне его и вне закона.
Другое по темеИндуизм
Для индийских религиозных систем характерны структурная
рыхлость и аморфность, терпимость, свобода личного выбора. Каждая религиозно
активная личность самостоятельно решала, куда и за кем идти – в монахи, аскеты,
йоги и т.п. Чт ...
|