Религиоведческое знание как условие гармонизации отношений между религией и обществом
Швечиков А.Н, к.ф.н., доцент
Основной нерешённой проблемой современного российского общества, мешающей его консолидации и движению вперёд, является отсутствие мировоззренческой цельности, духовного единства, того духовно-нравственного камня, на котором общество способно было бы возводить здание своей будущей жизни.
Одной из основных причин отсутствия этого единства является причина религиозная. Религия везде и во все времена являлась консолидирующим началом в рождении стран и народов, “куколкой цивилизации”, как утверждал великий историк XX века А.Тойнби. Под её влиянием разрозненные племена формировались в народы, карликовые территориальные объединения соединялись в великие империи. Одной из них стала Российская империя. Исключительную роль в её формировании и развитии сыграл именно религиозный элемент. Духовно-нравственным основанием Российской империи стало христианство в его восточном варианте - Православии. Оно обеспечивало целостность мировоззрения общества и единства нации, утверждало веру народа в правильности и незыблемости избранных им основ жизни. Стержневое положение религиозного элемента в жизни российского общества по существу не изменилось в России и при советской власти, хотя содержание религиозности видоизменилось до фактической противоположности: православная религиозность была заменена коммунистической.
Пришедшая на смену советской власти либерально-демократическая власть отчасти по умыслу и по указке западных консультантов, а отчасти по недомыслию попыталась вообще вынести религиозную составляющую за пределы своих демократических реформ. Она пустила религию в свободное плавание и сделала вид , что относится к религии как к одной из сфер свободного предпринимательства. Это легкомыслие по отношению к религии стало одной из причин катастрофической утраты доверия общества к власти.
Недооценка властью религиозной составляющей своей политики привела к фактическому отказу её от всякой осмысленной и целенаправленной работы по религиозному и религиоведческому образованию и просвещению народа. Отказавшись от атеистической идеологии советского периода, она одновременно проигнорировала и религиозную идеологию, лишив себя тем самым какой-то мировоззренческой опоры.
Между тем разруха во всех сферах общественной жизни, катастрофическое падение уровня жизни абсолютного большинства населения, правовой беспредел, нравственный распад породили в обществе крайнюю морально-психологическую напряжённость и неустойчивость. Утратив доверие к власти, ощутив её безразличие к судьбам своих сограждан, люди, естественно, начинали искать помощи и поддержки в иных сферах и у иных “благодетелей”.
Поскольку советская власть сформировала и воспитала безбожие, атеистическое поколение, враждебно или, в лучшем случае, безразлично настроенное к религии, наши люди оказались благодатным материалом для различных сект, языческих, оккультных и даже сатанинских организаций. В результате мы получили в стране религиозную ситуацию, которая характеризуется напряжённостью, калейдоскопичностью духовного поля и непредсказуемостью его реакции.
Несомненно, что одной из причин многомиллионного исхода бывших советский людей в религиозное сектантство, оккультизм и язычество было не только следствием всеобщей разрухи и катастрофического падения жизненного уровня, но и религиозной безграмотности. Отделив от себя церковь, государство не проявило ни малейшей заинтересованности в религиозном просвещении своих граждан. Покровительством власти стали пользоваться опасные тоталитарные секты, которые получили доступ к средствам массовой информации. Разработанные этими сектами учебные программы стали встраиваться в учебный процесс некоторых школ и ВУЗов. В то же время ни в школах, ни в ВУЗах не было организовано систематическое религиоведческое образование. В итоге граждане России и особенно молодёжь лишились объективной информации и получения научных знаний о религии. Попытка некоторых школ и ВУЗов организовать систематическое религиоведческое образование не получила должной поддержки со стороны Министерства образования Российской Федерации и стала постепенно затухать. Так, в настоящее время из более чем 100 ВУЗов Санкт-Петербурга только пятая часть имеет краткие факультативы по религиоведению, но и их с каждым годом становится всё меньше.
Такое легкомысленное отношение государства к религиозной сфере и, в частности, к религиозному просвещению и религиоведческому образованию недопустимо и чревато серьёзными, трагическими последствиями для его настоящего и будущего. Это, кажется, стала понимать новая Кремлёвская администрация во главе с президентом В.В.Путиным. К сожалению, как мы убеждаемся, на этом понимании также, как и прежде, лежит печать легковесности и элементарного религиозного и даже религиоведческого невежества. Иначе как же объяснить духовную неуклюжесть кремлёвских идеологов, которую они предпринимают по встраиванию религии в вертикаль государственной власти России.
Другое по темеИслам: возникновение и распространение
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях,
что и христианс ...
|