Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Религиозный фактор в национал-патриотическом движении
Страница 1

Религиозный фактор в национал-патриотическом движении

Интерес к религиозной проблематике чаще проявляют радикальные политические движения и партии, чем умеренные. С одной стороны, это свидетельствует о некоторой маргинальности темы, а с другой, о свойстве радикалов интересоваться тем, что становится все более значимым для пропаганды.

Динамика религиозного фактора в идеологии радикальных национал - патриотов в целом совпадает с динамикой их собственного организационного развития, т.е. со сложной историей расколов, объединений и реорганизаций национал - патриотических сил.

Существует много радикальных партий, для которых православие не более чем один из элементов национальной культуры, который совершенно ничем не выделяется. Такие партии и движения можно, по сути дела, считать внерелигиозными, это даже в том случае, если они в своих материалах и программных документах время от времени упоминают православие. Многие движения считают необходимым преференциально относится только к Русской православной церкви (РНС, ЛДПР). Однако немалая часть радикальных национал - патриотов исповедуют неоязычество. Все они, с теми или иными вариациями придерживаются т. н. "ведической" религии, имеющей некоторое отношение к верованиям славян, но в немалой степени сходной с языческими изысканиями немецких нацистов и других западных ультраправых (2).

Неоязычество очень существенно для любой околонацистской по своей идеологии организации, поскольку языческая мифология играла большую роль в Третьем Рейхе, а неонацисты чрезвычайно трепетно относятся к его истории и пытаются воспроизводить все ритуалы, о которых сохранилась хоть какая-нибудь информация. Сейчас появилось достаточно много публицистической литературы, а также программ на телевидении, рассказывающих о мистическом нацизме. Надо сказать, что это сыграло значительную роль в его пропаганде в национал - патриотической среде. Но прямое заимствование оккультных ритуалов у немецких нацистов стало немодным, хотя склонность к околоязыческой и расово-окрашенной мистике остается. Не всегда ту или иную самодеятельную идеологию можно совершено определенно и без сомнений отнести к неоязычеству, но сущностно они практически всегда очень близки.

Казалось бы, в конце ХХ - начале ХХI века неоязычество в национал - патриотическом движении должно было остаться экзотической крайностью, но это далеко не так. Без сомнения, собственно языческие группировки очень малы, но, во-первых, они чрезвычайно активны в пропагандистском отношении и оказывают немалое влияние на других, более "вменяемых" национал - патриотов, а во-вторых, среди этих "вменяемых", в большинстве случаев ориентирующихся на православие, элементы язычества остаются заметными. Имеется ряд организаций, которые формально являются православными, но на практике исповедуют синтез православия и неоязычества, причем и то и другое активисты знают лишь "понаслышке". Это, конечно же, не удивительно для нашего общества, которое более семидесяти лет было атеистическим, тем более что и в православной Церкви все еще есть случаи грубого смешения православия с теми или иными языческими верованиями или оккультизмом, с чем тщетно борется Епископия.

В некоторых партиях (например, Русская партия) язычество готово во имя свободы совести признать некое "православие", но считает вредным христианство в целом, а слово "Бог" пишет с маленькой буквы. В данном случае происходит обратный процесс - язычество в разных видах включается в православное мировосприятие, что сильно облегчается ориентированностью последнего на этническую основу. Этнически ориентированное православие не всегда декларирует себя явно (можно и избегать декларирования), ведь можно просто подменять религиозное этническим ("Русская гвардия" М. Власов). И эти примеры религиозной неразборчивости весьма многочисленны (ПРНС, РНЕ). Есть партии, которые считают себя "истинно православными", вследствие чего связывают себя с церковью (РНЕ). Другое дело, что когда они вмешиваются во внутрицерковные отношения, то делают это не с христианских, а с расистских позиций.

Страницы: 1 2

Другое по теме

Возникновение и богослужебная деятельность первых христианских общин средиземноморского мира
В одном из самых оригинальных исследований Фридриха Энгельса, опубликованном в 1894 г., за год до его смерти, в теоретическом журнале немецких социалистов «Нойе Цайт», самые ранние христианские общины, о которых пишет Э. Ренан ...