Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Ирландская церковь в раннее Средневековье
Страница 1

Ирландская церковь в раннее Средневековье.

Григорий Бондаренко

Медиевисты и историки церкви часто упускают из виду крайнюю западную церковь Европы, церковь Ирландии, чьи обрядовые, календарные, а порой и доктринальные отличия от Рима приводили в раннее Средневековье к фактическому и формальному отпадению ирландской церкви от Римского престола.

В то же время не совсем правомерно связывать раннесредневековую ирландскую церковь с восточными церквями, а тенденцию к этому зачастую можно наблюдать в современной русской историографии. Несмотря на очевидно существовавшие прямые контакты Ирландии с восточным Средиземноморьем, остров с V века входит в мир латинской образованности, западной культуры. Об этом следует помнить и когда речь идет о местных особенностях ирландской церкви, порой коренящихся в древней, развитой, дохристианской культуре и традиции, и когда мы говорим о возможном восточном влиянии.

В своей статье я не хотел бы вкратце пересказывать историю ранней ирландской церкви (той, что иногда неточно именуется кельтской церковью). Если коснуться недавней русской историографии этой темы, я мог бы упомянуть не совсем удачную статью Е. Милковой "Крещение Ирландии и ирландская церковь V - IX веков" (Альфа и Омега, 4, 1995) и очень профессиональные статьи С.В. Шкунаева в книге "Предания и мифы средневековой Ирландии", М., 1991 и в "Вестнике древней истории" (речь в них идет не только об истории ранней церкви в Ирландии, но и об общекультурной ситуации в условиях перехода от традиционного дописьменного общества к письменной христианской культуре).

Я же хотел бы коснуться лишь некоторых "ключевых" и спорных моментов в истории ранней ирландской церкви, важных как для исследователей-профессионалов, так и для всех интересующихся историей церкви

Во-первых, стоит коснуться терминологии. Вы часто можете увидеть термин "кельтская церковь", до 90-х годов это определение присутствовало и в серьезной научной литературе, позже - пожалуй только в популярной и квазиоккультной литературе. Начать можно с того, что в Средние века кельтские народы не осознавали своего единства и своей "кельтскости": валлийцы и ирландцы в раннее Средневековье не знали о своих общих корнях и даже в псевдоисторических компиляциях не возводили себя к общему предку. Местная псевдоистория возводила ирландцев к грекам, а британцев (валлийцев, бретонцев, корнуольцев) - к римлянам.

Происхождение Церкви Христовой в Британии и Ирландии тоже различно: если в римской Британии начало распространения христианства, так или иначе, даже отринув неправдоподобные легенды об Иосифе Аримафейском, можно отнести к очень ранней эпохе (как минимум концу II в. по свидетельству Тертуллиана), то в изолированной Ирландии начало Церкви можно отнести приблизительно к первой половине V века. А можем ли мы считать "кельтской" церковь в римской Британии, частью которой был Уэльс, или церковь римской Галлии?

В целом в "кельтскую" церковь обычно включают ирландскую церковь и ее миссии в Бретани, в Шотландии и вообще в Британии, а также валлийскую церковь, являющуюся прямым продолжением древней церкви римской Британии. Такое смешение, где иногда фигурирует и церковь Бретани, вряд ли правомочно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Арианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности и ...