Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Ирландская церковь в раннее Средневековье
Страница 4

Такое архаичное индоевропейское общество постепенно, начиная с членов королевских родов и поэтов-филидов, принимает на протяжении конца IV- cep. VI вв. веру Христову. Языческое прошлое не уходит бесследно, определенные элементы синкретизма прослеживаются как в светской, так и в церковной культуре. В одном средневековом ирландском стихотворении, ошибочно приписываемом св. Колуму Килле, автор обращается ко Христу: "О мой друид!" (а mо drai Crist mac De). Тонзура ирландских (и британских до н. IX в.) монахов, которая также вызывала раздражение в Риме (передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, на остальной части головы волосы не стриглись) была, судя по пассажу из Книги из Арма, заимствована у друидов. Однако не стоит абсолютизировать такой синкретизм: ни догматы церкви, ни богословие не были затронуты и искажены какими-либо местными особенностями.

Единственный пример доктринального расхождения ирландской церкви с Вселенской - это терпимое отношение ее к учению известного британского ересиарха Пелагия (которого по-валлийски называли Морганом: валлийская средневековая традиция также с большим пиететом относится к Пелагию и содержит версию о том, что последние годы жизни Пелагий-Морган провел в горах Уэльса).

Его комментарий на послания св. ап. Павла читали в Ирландии и ученые острова относились к нему с почтением. Вплоть до XII века Пелагий был популярен в ирландских монастырских школах. Но все же было бы ошибочно считать раннюю ирландскую церковь пелагианской. Да, папа Иоанн И римская курия в 640 году обвиняли североирландские церкви в возрождении пелагианской ереси. Однако это обвинение вполне могло быть вызвано конфликтом вокруг даты Пасхи между ирландской церковью и Римом. В течение VI и первой половины VII века ирландская церковь в целом пережила период споров и разногласий с Римом и остальным христианским миром. Главной проблемой был вопрос о дате празднования Пасхи. Начиная со II века Церковь пыталась изобрести математические таблицы, позволяющие заранее вычислять время Пасхи.

Проблема казалась неразрешимой, уровень математического знания на Западе не позволял решить проблему. В итоге до 600 года возникло несколько несовпадающих таблиц. Ирландцы же в VI - начале VII веков в отличие от Рима и других церквей пользовались более ранней таблицей ближневосточного происхождения. Это отличие было обнаружено в конце VI века, когда ирландская церковь начала миссию в Нортумбрии, что вызвало протест миссионеров, посланных Римом, во главе с l Августином на юг Англии в Кент. Августин был недоволен распространением ирландской церкви и не преминул найти у нее изъян - ошибочное вычисление Пасхи.

Ирладнцы же строго держались строго отсчета. Колумбан писал папе Григорию Великому, что пасхальная таблица, используемая в Риме заслуживает сожаления. Однако проримски настроенные епископы южной Ирландии послали в Рим особую миссию, в которой участвовал св. Молаше. Через год посланцы вернулись, и в 636 г. юг Ирландии принял новую систему отсчета Пасхи (раньше церквей севера Британии, основанных ирландцами и севера самой Ирландии). Север Ирландии продолжал придерживаться старой системы до 704 г., последними от старого счета Пасхи отказались монастырь на острове Иона в Шотландии и церковь Уэльса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Юстиниан и конец античной эры
Издание репрессивных законов по отношению к культам античного Рима сопровождалось со времен императора Феодосия целой серией мер, которые угрожали не менее суровыми наказаниями и еретикам. Язычество и ересь стали считаться гос ...