Но пока это особое покровительство Богородицы "Сказание" связывало только с Владимирской Русью. Иначе говоря, даже почитая икону Владимирской Божией Матери, как общерусскую святыню, "Сказание" подчеркивает, что только Владимир может претендовать на роль нового общерусского религиозно-политического центра. А сам князь Андрей Юрьевич Боголюбский за свои труды во славу православной веры был позднее канонизирован. День памяти: 4 (17) июля.
В XII в. Пресвятая Божия Матерь явила еще один пример Своего заступничества. В 1170 г. случилось еще одно чудо, но теперь уже в Новгороде. Задумал суздальский князь завоевать Великий Новгород и послал к нему множество войска. В Лаврентьевской летописи рассказывается, что еще за три года до этого в Новгороде плакали три иконы Божией Матери, предвещая будущую беду. И вот ночью, перед штурмом, новгородский архиепископ Иоанн (в схиме Илия) услышал голос, который повелел ему вознести на стену икону Божией Матери из Спасской церкви. "И увидешь спасение городу", — сказал голос.
На следующий день Иоанн вынес икону и поставил ее на городской стене. Одна из стрел попала в икону, тогда икона обратилась Своим ликом к городу и из очей Божией Матери полились слезы. "О чудо! — воскликнул Иоанн. — Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам Знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Суздальцы, увидев это чудо, смешались и были побеждены новгородцами.
Позднее эту икону стали называть чудотворной Новгородской иконой Божией Матери "Знамение". На этой иконе представлено поясное изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и с образом благословляющего Младенца Христа на груди. На Руси такой тип изображения Божией Матери получил именование "Зна'мение" — чудо, знак милости Божий.
После свершенного чуда в 1170 г., Новгородскую икону "Знамение" начали почитать во всем Новгороде, устроили в честь нее каменный Знаменский собор. Икона не раз являла чудеса — спасала Новгород от чумы, пожаров, нашествия врагов. В 1566 г. в городе вспыхнул сильный пожар. Новгородцы с крестным ходом пришли в Знаменскую церковь и молились перед чудотворной иконой. Затем ее пронесли по берегу Волхова, кропя святой водой на стремившийся в город огонь. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и пожар вскоре совсем прекратился.
В XVI в. в. икона была признана общерусской святыней. Сегодня она хранится в новгородском соборе Святой Софии. День церковного празднования в честь Новгородской иконы "Знамение" установлен на 27 ноября (10 декабря). ***
В XII в. на Руси жили и прославились своим подвижничеством многие святые. Так, в Новгороде особым почитанием пользовался преподобный Антоний Римлянин (ум. 1147) — основатель Рождественского Антониева монастыря. Сведения об Антонии Римлянине можно найти в Новгородской Первой летописи и в Житии, причем в основе Жития, возможно, лежат сведения раннего несохранившегося житийного текста, написанного вскоре после смерти самого Антония. Житие рассказывает, что Антоний был уроженцем Рима, сыном богатых родителей, православных греков. С юного возраста он желал стать монахом. Во время его молодости произошло разделение Церквей и православные подверглись гонениям, Антоний принял монашеский постриг. Он раздал все свое имущество нищим, а многие дорогие вещи сложил в бочку и бросил в море. Когда в Риме усилились гонения на сторонников греческого (православного) обряда, Антоний бежал. Поселившись на пустынном берегу моря, он молился на прибрежной скале. Однажды во время молитвы скала оторвалась от берега и поплыла, словно корабль. В канун Рождества Богородицы 5 сентября 1106 г. Антоний приплыл в Новгород. Убедившись, что в Новгороде исповедуют православную веру, Антоний с благословения новгородского епископа основал на берегу Волхова, где скала пристала к берегу, монастырь. Сначала была построена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. Антоний стал первым игуменом монастыря, после его смерти монастырь стал называться Антониевым. Через год Антоний попросил рыбаков забросить сети в Волхов, и они чудесным образом вытащили ту самую бочку с драгоценностями, которую когда-то бросил в море. В ней оказались и церковная утварь с латинскими надписями. До наших дней уцелели серебряная позолоченная ложка западной работы и книжные оклады с лиможскими эмалями. На эти средства Антоний заложил в 1117 г. монументальный трехглавый собор Рождества Богородицы. На паперти был установлен и сохранился до сих пор тот самый камень, на котором Антоний прибыл в Новгород. Его ученик Кирик Новгородец при жизни Антония написал статью о счислении лет, и это говорит о том, что Антоний много заботился о просвещении иноков своего монастыря.
Другое по темеИслам: направления, течения, секты
В отличие от христианства, складывавшегося на базе множества
различных течений и сект и сплавлявшегося в единое целое усилиями многих
незаурядных его деятелей, начиная с последователей евангельского апостола
Павла, ислам вначал ...
|