Таким образом, уже со второй половины XV века судьба России и Москвы все больше ассоциировалась русскими книжниками с судьбами ветхозаветного Израиля и Иерусалима, что служило доказательством богоизбранности и Московского государства, и его столицы, и всего русского народа.
В иконе "Благословенно воинство Небесного Царя" символически представлен весь религиозно-мистический и всемирно-исторический смысл бытия России на Земле, тот великий духовный смысл, который придавали бытию России древнерусские книжники: Россия мыслилась, как один из главных участников борьбы с антихристом. Только сохраняя свет правой веры, соблюдая Божии установления, Россия в своей земной жизни могла оставаться оплотом Божией правды, одним из немногих островков, на котором собираются силы для Последней битвы. Следовательно, обособление от другого — "антихристова" — мира, стремление к сохранению внутренней чистоты, нужны были России для того, чтобы в решающий момент иметь в себе силы выступить на стороне Добра против Зла.
В этом и состоял главный смысл исторического, земного бытия России. Россия, как особый мир, готовилась только к одному, но самому важному деянию — к битве с антихристом, к спасению от него всего мира. Более того, русские православные люди стремились побороть антихриста еще до его прихода на Землю, а, если и не побороть, то максимально ослабить его воинство и отсрочить время его воцарения на Земле. И задача Церкви и светской власти виделась в одном — приуготовление народа русского ко Второму пришествию. Для православного человека, для всей православной Руси в этом была величайшая духовная радость — присоединиться к Христову воинству, побороть в Последней битве антихриста и, тем самым, обрести надежду на вечное спасение, которого удостоит Господь Своих праведников на Страшном суде.
Исполнение поставленной перед Россией религиозно-мистической цели было невозможно, если бы в пределах Российского царства не разлилась благодать святости. Уже говорилось, что с первых лет обретения Русью христианской веры, святость стала важнейшей составляющей всего русского православного и национального сознания. Но именно XVI век стал вершиной в истории русской святости. Все более укореняющиеся в национальном сознании представления о Российском царстве, как о единственном на земле хранилище истинной христианской веры, побуждало и простых верующих, и церковных иерархов искать все новые свидетельства святости России.
В конце XV и в XVI столетиях жили и прославились праведным бытием множество подвижников и церковных деятелей, которые были канонизированы позднее как общероссийские святые — Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Нил Столобенский, Максим Грек, Василий Блаженный, Иоанн Большой Колпак, отрок Артемий Веркольский, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополит Филипп, патриарх Иов. Намного большему числу подвижников было установлено местное почитание.
Василий Блаженный (по прозвищу Нагой) (ок. 1464 — ок. 1552) — московский юродивый. Сведения о жизни Василия Блаженного легендарны. Согласно легенде, он родился в подмосковном селе Елохове в семье Иакова и Анны. В шестнадцать лет он окончательно покидает родительский дом и ведет бродячую жизнь, принимая на себя подвиг юродства. Он живет на улицах, ходит нагим, почему о получает прозвание Нагой. Василий постоянно совершает безумные поступки, с точки зрения здравого смысла. На рынке он уничтожает товары, потому что они принадлежат недобросовестным торговцам. Швыряет камни в дома добродетельных горожан, т.к. видит в этих домах бесов. Подаренное царем золото отдает не нищим, а купцу — оказывается купец только что потерял все состояние. Наконец, он разбивает чудотворный образ Божией Матери — потому, что на доске, под святым изображением, намалеван черт.
Другое по темеАрианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности и ...
|