| Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев
древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими
доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до
н.э. достаточно прочную, хорошо разработанную основу для появления
широкого круга людей, искавших спасения, освобождения (мокши) в удалении от
общества, в устранении всего материального и концентрации внимания и сил на
внутреннем, духовном «Я». Среди этих неофитов было немало выходцев из
небрахманских слоев населения, но факт сосредоточения всей внутренней,
сокровенной мудрости в руках брахманов придавал ей эзотерический характер,
т.е. как бы ставил всех небрахманов в положение второстепенных,
неполноправных последователей той или иной доктрины. Следствием этого и было
стремление выработать новую, альтернативную доктрину, которая могла бы быть
противопоставленной эзотерической мудрости брахманов.
Наиболее разработанной и влиятельной системой такого рода и
стал буддизм. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни,
известного миру под именем Будды, Просветленного.
Рекомендуем к прочтениюРелигии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и ...
Ислам: возникновение и распространение
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалас ...
Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею
традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали
групповой опыт поколений и стабильную систему обще ...
|