Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев
древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими
доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до
н.э. достаточно прочную, хорошо разработанную основу для появления
широкого круга людей, искавших спасения, освобождения (мокши) в удалении от
общества, в устранении всего материального и концентрации внимания и сил на
внутреннем, духовном «Я». Среди этих неофитов было немало выходцев из
небрахманских слоев населения, но факт сосредоточения всей внутренней,
сокровенной мудрости в руках брахманов придавал ей эзотерический характер,
т.е. как бы ставил всех небрахманов в положение второстепенных,
неполноправных последователей той или иной доктрины. Следствием этого и было
стремление выработать новую, альтернативную доктрину, которая могла бы быть
противопоставленной эзотерической мудрости брахманов.
Наиболее разработанной и влиятельной системой такого рода и
стал буддизм. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни,
известного миру под именем Будды, Просветленного.
Рекомендуем к прочтениюАрианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри ...
Первые теологические и дисциплинарные разработки и реакция на них народного
пророчества
Движение гностицизма, которое бурно развивалось в тот самый момент, когда еврейская
нация сходила со сцены, внезапно столкнулось с сильной оппозицией со стороны тех,
кто продол ...
Ислам: направления, течения, секты
В отличие от христианства, складывавшегося на базе множества
различных течений и сект и сплавлявшегося в единое целое усилиями многих
незаурядных его деятелей, начиная с последов ...
|