Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Соборность иконообраза
Страница 3

Соборное иконичное единение искусств, достигнутое в Святой Литургии, раскрывается человеку во всем своем совершенстве и глубине при двух условиях. Во-первых, человек призван участвовать в богослужении, а не просто присутствовать на нем; художественный строй храмового священнодействия так же, как и само таинство Божественной Литургии, рассчитан, на участника, а не на зрителя. Во-вторых, в идеале человек должен воспринять храмовое богослужение во всем его объеме, во всем многообразном соборном единстве составляющих его частей. Нарушение первого условия ведет к тому, что церковное искусство и богослужение лишаются своего богочеловеческого реализма, антиномичного присутствия неба на земле и видятся как некое театральное действие; нарушение второго условия ведет к тому, что распадается соборность — "полнота и завершенность художественного целого". В соборном иконичном единстве храмового искусства все гармонично связано друг с другом и, более того, — соподчинено, а потому "не существует, или по крайней мере ложно существует, взятое порознь" — пишет о. Павел Флоренский. Например, икона в музее существует "ложно", ибо она воспринимается вне ее живой органичной связи с иконообразами других видов искусства, она вырвана из естественного для нее соборного богослужебного контекста, она "не участвует" в богослужении, лишена почитательного, благочестивого, молитвенного отношения к себе. Немаловажно и то, что вместо свечей и лампад ее освещает электрический свет, убивающий краску, нарушающий "равновесие цветовых масс". Такое "ложное" существование приобретает любой вид церковного искусства, насильственно вырванный из соборного иконичного единства православного храма. https://novyjgod.com вознесение господне википедия в 2020 году.

Соборность иконообраза проявляется также в том, что он является плодом соборного церковного творчества. Как уже отмечалось, согласно VII Вселенскому Собору, истинными творцами икон (иконообразов) признаются Св. Отцы: они предписывают иконописцам как следует в соответствиии с соборным разумом Церкви писать ту или иную икону. Но соборно творчество и мастеров-иконников. Отец Павел Флоренский пишет: " .Икона, даже первообразная, никогда не мыслилась произведением уединенного творчества, она существенно принадлежит соборному делу Церкви, и даже если бы по тем или иным причинам икона была от начала до конца написана одним мастером, то какое-то идеальное соучастие в ее написании других мастеров подразумевалось". Тем более соборна икона в случае разделения труда — при участии в ее написании нескольких иконников: " .В иконе — главное дело в незамутненности субъективным соборно передаваемой истины; и если вкрадывающиеся субъективные трактовки будут в иконе взаимно уравновешены, если мастера будут взаимно поправлять друг друга в непроизвольных отступлениях от объективности, то это-то и требуется". Соборность иконописного искусства вначале породила лицевые и толковые подлинники, которые стали со временем важным фактором поддержания соборности иконописания. В литургичной соборности иконообраза ярко проявляется еще одна его характерная черта — синергийность.

Примечания

1. Особенность Божия Единства состоит в том, что оно является причиной, источником и двигательной силой всей множественности тварного мира, Оно ее содержит и совершенствует, но при этом Оно не делится, в Нем ничего не изменяется, не убывает, не истощается. Св. Дионисием эта черта божественного Единства выражена в антиномичных понятиях: "Оно (Богоначалие) соединенно разделяется, умножается единично и увеличивается многократно, от единства не отлучаясь".

2. Отец Павел Флоренский позже назвал это "творчеством по существу" и "творчеством по подобию". Можно было бы также сказать "искусство подобосущия" и "искусство Единосущия".

3. Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорит о том же самыми простыми словами: "Церковь храмом и Богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певчих, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением писаний".

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме

Буддизм в Индии
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до н.э. достат ...