Шесть родов икон
Лепахин В. В.
В святоотеческой литературе можно встретить широкий набор терминов, употребляемых для обозначения, раскрытия или уточнения смысла, вкладываемого автором в понятие "икона". Все понятия на протяжении веков в разных контекстах использовались Св. Отцами в соотнесении с главным термином — икона — для его уточнения и утверждения. Они не заменяли его, а наполняли богатством оттенков, что наблюдается вплоть до окончательной победы иконопочитания в IХ веке, когда термин "икона" стал основным не только для церковного искусства, но и важнейшим для православного богословия в целом. Особенно ярко иконоцентричность богословия проявилось у двух столпов иконопочитания прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита.(1) При этом слово "икона", как наиболее полно и адекватно выражавшее суть явления, вобрало в себя многие оттенки предшествовавших и параллельных ему терминов. Из них в святоотеческом богословии наиболее часто соседствовали "образ" и "икона''. Прп. Максим Исповедник в "Тайноводстве" не раз употребляет эти понятия рядом — как взаимодополняющие.(2) В некоторых переводах на русский язык они передаются одним словом "образ", в других же — двумя: "образ", "икона", "изображение". Николай Кавасила в своем истолковании Божественной Литургии также использует два термина рядом как разъясняющие один другой. Эти примеры свидетельствуют о семантической и терминологической близости двух понятий. Они соединяются иногда в сложное слово — "иконотип", которое так же, как и "иконообраз", полнее и точнее выражает суть явления — двуединство видимого и невидимого.
В "Третьем защитительном слове против порицающих святые иконы или изображения" прп. Иоанн Дамаскин ставит несколько вопросов. Среди них: что есть икона, как много родов образов существует, что может быть изображаемо — (воиконовлено) и что нет, кто первый сделал икону. Согласно прп. Иоанну, икона есть подобие, образ и отпечаток того, что изображено, воиконовлено. Прп. Иоанн детально не раскрывает содержание этих трех терминов, которые он употребляет, но по другим его высказываниям об иконах можно понять, что "подобие" говорит о наличии в иконе определенных свойств оригинала, первообраза, прототипа, "образ" — о причастности иконы к духовным, умопостигаемым качествам оригинала, "отпечаток", оттиск — о внешнем сходстве иконы с оригиналом, что полностью соответствует учению других Отцов. Особенно подробно прп. Иоанн говорит о родах икон. Он выделяет их шесть.
Первый род образа — "естественный и во всем сходный Образ невидимого Бога — Сын Отца, являющий в Себе Отца". Главное понятие здесь для прп. Иоанна — "естественный", ибо это Образ, рожденный в вечности "прежде всякой твари" (Кол.1:15), Образ нетварный и потому "совершенно равный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден". Сын — это Первоикона, Первообраз и Образ всех образов. Иконичность или "образность" естественна, она рождается из самой сущности, природы Триединого Бога. Второе Лицо Пресвятой Троицы в вечности рождается от Отца и как Сын, и как Слово-Логос, и как Образ Ипостаси Отца. Все другие виды образов сотворены, созданы или изготовлены "через подражание".
"Кто первым сделал икону?" — спрашивает прп. Иоанн Дамаскин. И отвечает: "Сам Бог первым родил единородного Сына и Слово Свое, Свою живую природную Икону, во всем сходный образ Своей вечности, создал человека по образу Своему и по подобию". Человек как образ Божий имеет способность и дерзновение восходить ко Господу Христу непосредственно, как образ восходит к Первообразу, благодаря онтологичной родственности, но к Отцу может восходить только через Сына: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6). К без-óбраз-ному приходят через Образ, к невидимому — через видимый образ.
Второй род образа — согласно прп. Иоанну, — это "находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, т.е. предвечный его совет, всегда остающийся неизменным". Это представление развертывается в видимом тварном мире как первообразы (со строчной буквы, в отличие от Первообраза) и образы вещей и предопределения для событий. Св. Дионисий Ареопагит, на которого ссылается прп. Иоанн, пишет: "Первообразами . мы называем предсуществующие в Боге в единстве творящие сущность логосы сущих, каковые богословие называет предначертаниями и божественными и благими пожеланиями, разделяющими и творящими сущее, в соответствии с которыми Сверхсущественный все сущее предопределил и осуществил". Сотворение мира — это как бы воплощение мысленных первообразов; каждый предмет, вещь, явление есть видимый образ невидимого первообраза — кроме своей непосредственной конкретности, он является "представителем", таинственным отпечатком небесного первообраза.(3)
Другое по темеЛамаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой
религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных
цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко,
буддизм не был и не мог б ...
|