Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Духи древних славян
Страница 2

Однако лешими могут стать и не погребённые невинно убиенные. Так, например, произошло с отцом и сыном Хованскими, которые были казнены по требованию царевны Софьи. Их трупы были брошены под мост, а потом затоптаны в Галыгиной гати. В течение нескольких лет тени несчастных выли и стенали по ночам, а затем в этих местах стали замечать существование леших, защищавших убогих и обиженных.

Очень часто лешими становятся проклятые в сердцах матерями дети, как мальчики, так и девочки. Особенно опасно, если недоброе слово вырвется в бане или если ребёнок в этот момент находится вне дома – в поле или лесу. Вернуть такого ребёнка домой практически невозможно. Даже если и бывали случаи, когда матери удавалось отмолить проклятое дитя, то оно, вернувшись домой, так полностью и не приходило в рассудок и быстро умирало.

Наконец, ещё одной распространённой версией происхождения леших является взгляд на них как на плод нечистой любви лешего и женщины. Поскольку леший, как и все природные божества (вспомним, например, фавнов, сатиров и прочих сподвижников и слуг бога Вакха), исключительно сластолюбив, то неудивительно, что он не равнодушен к молодым поселянкам, забредающим в его владения. Рассказы о том, как лешие, по взаимному согласию или обманом, уводили девушек или молодых женщин в свои жилища, исключительно многочисленны. Став женой лешего, женщина приобретала свойство исключительной плодовитости.

Леший мог выступать не только в роли мужа, но и любовника. Очарованная им женщина видит его как красавца – мужчину, часто похожего на отсутствующего или умершего мужа. По ночам леший посещает свою возлюбленную, приносит ей лакомства, которые, если они не съедены до утра, превращаются затем в лошадиный помёт. Если у несчастной рождается ребёнок, то сразу после появления на свет он исчезает – его забирает к себе отец – леший.

Рассказывают, что жизнь у лешего организована так же, как и у человека. Лешие могут жить семьями, а могут и в одиночку или группой холостяков. На земле они подчиняются атаманам, но есть у них и царь, который в аду прикован цепями. В полночь в полнолуние лешие выходят поиграть с атаманом. В это время встреча с ними исключительно опасна.

Домашнее подворье лешего, в целом, напоминает обычное крестьянское. Есть у него и кони, на которых он разъезжает по делам или возит воду. Говорят, что он превращает в лошадей попавших в его власть мужчин. Однако на Русском Севере рассказывали, что с лешим можно заключить договор о помощи. В отличие от чёрта, леший не требует от человека душу, а только небольшую жертву, например одну-две коровы за лето. Чтобы вызвать лешего, нужно сесть на сосновый пенёк и трижды аукнуть или произнести соответствующий заговор. Тогда он всё лето будет оберегать скотину от болезней и хищных зверей. Последнее ему тем более под силу, что он является хозяином волчьих стай. Без разрешения лешего ни один волк не посмеет напасть на скотину. Если животное пропало, то нужно идти в лес, встать на сосновый пень и трижды спросить, в счёт договорной ли жертвы эта пропажа. Если это так, то искать не имеет смысла.

Конечно, леший может и обмануть человека – на то он и леший. Но, как рассказывали вологодские крестьяне, управу на такого обманщика найти всё же можно. Для этого нужно написать прошение атаману на большом листе бересты углем и приколотить к дереву.

Заручиться помощью лешего стремились и охотники. Для этого они снимали нательный крест, приносили в лес «дарочки» (святые дары) от причастия, держа их за скулами, не глотая. Заделывали их в берёзу, вырубив в ней предварительно углубление, и стреляли в дерево через плечо. После исполнения этого обряда леший помогал охотнику во всём. Если же наступала необходимость избавиться от присутствия лешего, то нужно было либо произнести слово, которое леший первым сказал при встрече, либо запастись крестиком из рябиновых палочек, поскольку известно, что это единственное дерево, которого боится леший. Домашнее имущество лешие, как правило, не изготавливают сами, всем добром они разживаются за счёт легкомысленных людей, которые всё делают без благословения.

Свободное от домашних дел время лешие проводят достаточно разнообразно. Естественно, они занимаются тем, что путают попавшего к ним в лес путника. Туляки считают, что, сбив спутника с дороги, леший превращается в ямщика и предлагает бедняге свои услуги, чтобы подвезти. Если человек соглашается, то леший завозит его в неведомые страны, где о Руси и не слыхивали. В этом случае нужно вернуться на то место, где леший высадил несчастного, так как он обязательно проедет по этому месту, возвращаясь обратно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали групповой опыт поколений и стабильную систему общепризнанных нормативных ценностей, но также являли ...