Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Духи древних славян
Страница 8

Затем ее устанавливали в том месте, где будут проходить все игры и катание на санях. В этот день кататься с горки разрешалось только детям.

Вторник – заигрыш. С утра молодежь – парни и девушки – уходили кататься на санях, играть игры, есть блины. Во время этих увеселений они знакомились друг с другом, присматривали себе суженых. В этот день пелось очень много песен:

Ой, саночки, скачки-самокаточки, Ой, сяду я на саночки, Да и на самые запяточки, Мой милый, гуляй, гуляй, гуляй .

Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев на блины. Начинался ритуал обрядового обжорства. Считалось, что чем больше блинов будет съедено, тем более плодородным будет год. Обычные едоки съедали по 20 блинов, но находились и такие, что легко «уговаривали» стопку из 50-ти и более. Те же, кто мог осилить 100 штук, пользовались особым почетом.

Четверг – широкий четверг, разгул, перелом. Начиная с этого дня к играм молодежи присоединялись взрослые. Женщины катались па санях (был даже обычай, когда теща садилась вместо саней верхом на зятя и скатывалась на нем с горы), а мужчины пили вино, пиво, а к вечеру, изрядно разогревшись, устраивали кулачные оси.

Пятница – тещины вечорки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда – всю родню жены. Зять был обязан еще с вечера лично пригласить свою тещу на угощенье.

Суббота – золовкины посиделки. В субботу молодая невестка приглашала всю родню мужа в гости и доказывала, что она хорошая хозяйка. Но это – вечером, а днем дети строили снежный городок с башнями и воротами, а потом, разбившись на две ватаги, устраивали игру «Взятие снежного городка». Одни из них, слуги Масленицы, городок защищали, а другие, слуги Весны-красны, нападали. Их победа была ритуальной – она означала победу весны над зимой.

Воскресенье – проводы Масленицы, Прощеное воскресенье, целовалъник. Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков. В этот день утром нужно было сходить на кладбище, поклониться могилам и оставить на них угощенье – блины. Днем начинался обряд проводов Масленицы. Молодежь с пением корильных песен выносила чучело за село в поле и сжигала его. В песнях Масленицу укоряли за то, что она довела народ до Великого поста:

Масленица-блиноеда,

До поста довела.

Масленица-жироеда,

Дала редьки хвост.

Масленица-обируха,

На Великий пост.

Масленица-обмануха!

Мы его поели –

Обманула-провела,

Брюха заболели!

Уничтожение Масленицы было ритуальным действием. Считалось, что она накопила в себе всю ту жизненную силу, которую люди отдали во время игр и еды, и теперь эта сила должна быть передана земле. Поэтому пепел от чучела обязательно разбрасывали по полю.

Вечером воскресного дня нужно было просить друг у друга прощение за все вольно или невольно причиненные обиды, а самое главное – самому искренне прощать своих обидчиков. Для этого говорились следующие слова: «Прости меня, пожалуйста, буде в чем виноват перед тобою». Домашние прощались после ужина, перед сном, простив друг друга, целовались.

А в понедельник начинался Великий пост, когда были строго запрещены любые светские увеселения.

Прощаю всех, кого простить нельзя,

Кто клеветой мостил мои дороги.

Господь учил: «Не будьте к ближним строги,

Вас все равно всех помирит земля».

Прощаю тех, кто добрые слова

Мне говорил, не веря в них нисколько.

И все-таки, как ни было мне горько,

Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла,

Но местью душу я свою не тешил,

Поскольку в битвах тоже не безгрешен;

Кого-то и моя нашла стрела .

А. Дементьев. Прощеное воскресенье.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Другое по теме

Религии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию, чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая монотеистическая система ...