Особенности государственно—церковных отношений в Германии
Е.В. Цуканова, кафедра философи религии МГУ
В Германии сложилась модель государственно-церковных отношений, основанных на кооперации, сотрудничестве или нейтралитете.
Отношения между церковью и государством в Германии формировались долго и трудно . Веймарская Конституция Германского Рейха , в соответствии с поправкой от 11 августа 1919 года , отменила официальные государственные церкви .
Несмотря на формальное отделение церкви от государства, их взаимоотношения, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, отражают роль христианства — ведущей конфессии в Германии, что проявляется ее влиянием на социально-политическую систему, быт, культуру и традиции.
За последние годы государственно-церковные отношения стали одной из основных западных моделей формирования отношений между церковью и государством. Как и в США, Основной Конституционный закон обеспечивает нейтралитет государства в вопросах религии, что и закреплено в Конституции Германии и в решениях Германского федерального конституционного суда.
Статья 4 Конституции Германии провозглашает:
1) свобода веры, совести, религиозных и идеологических убеждений не может быть нарушена;
2) гарантируется беспрепятственное осуществление религиозной дея-тельности;
3) никого нельзя обязать пройти военную службу или взять в руки оружие, если это не соответствует его религиозным воззрениям.
Свободу религии гарантируют также и другие положения Конститу-ции. Свобода совести, религии и убеждений является неотъемлемым компо-нентом человеческого достоинства, о котором говорится в статье 1 Основ-ного закона. Они также являются элементом свободы действий, предусмот-ренной статьей 2. «Каждый имеет право на свободное развитие своей инди-видуальности, пока это не угрожает правам других, конституционному порядку и нравственности». Статья 3 , в которой говорится о равенстве прав , запрещает любую дискриминацию по признаку религии или убежде-ний. Более детально в статье 3(3) говорится, что "никто не может подвер-гаться дискриминации, и никому не может отдаваться предпочтение из-за его пола, расы, языка, места рождения или происхождения, его веры, рели-гиозных или политических взглядов".
Статьи 6 и 7, которые имеют дело в основном с вопросами семьи и образования, также защищают религиозные права. Статья 7(2) говорит, что "человек, ответственный за воспитание ребенка, имеет право решать, будет ли ребенок получать религиозное образование". В отличие от системы, бытующей в США, статья 7(3) говорит, что "религиозное обучение является частью программы государственных и муниципальных школ, исключая светские школы. Государство имеет право надзора, но религиозное образо-вание должно проводиться в рамках взглядов конкретных религиозных общин. Учителя нельзя обязать давать религиозное образование против его воли".
Таким образом, религиозное образование запрещено Конституцией США, но одобряется Конституцией Германии. Однако, в свете статьи 7(2), ученики не обязаны посещать такие занятия. Статья 141 делает исключение для школ Бремена в плане религиозного образования, поскольку в Бремене существует традиция не конфессионального образования. Со времен объе-динения церковь выступала против отказа некоторых земель ввести в их школах религиозное образование, ссылаясь при этом на статью 7(3), а также на пример Бремена.
Германская система, в отличие от США, сочетает в себе требования нейтральности с подходом, направленным на сотрудничество в отношениях церкви и государства. Основная цель сотрудничества церкви и государства в Германии соответствует цели, изложенной в заключительном документе Всемирной конференции по правам человека (Вена. 14-25 июня 1993 г.): "Всемирная конференция призывает все правительства принять действен-ные меры к предотвращению религиозной и философской нетерпимости, в то же время признавая в качестве основного принципа право каждого чело-века на свободу мысли, совести, мнения и религии".
Это положение излагает жизненно необходимую, хотя и немного аб-страктную цель. Нации и их более мелкие политические подразделения пользуются достаточной свободой в выборе своего собственного, индивиду-ального подхода в регламентировании и определении структуры взаимоот-ношений между церковью и государством. Таким образом, страны, отдель-ные земли и регионы выработали собственные подходы к взаимоотношени-ям церкви и государства, и системы взаимодействия, сформировавшиеся в результате этого, варьируют в широком диапазоне.
Другое по темеРелигия и религиоведение
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл
и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на
такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества
стремились найти ...
|