Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Принципы сравнительного анализа, эволюционизма и релятивизма
Страница 1

Принципы сравнительного анализа, эволюционизма и релятивизма

д-р филос. наук З.П.Трофимова

История религии - часть истории общества

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его разнообразии, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных исчезнувших и существующих религиях. Исследования в ней ведутся в русле всеобщей истории религии, истории конкретной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История религии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием источников, различием методологических позиций и точек зрtния. Неодинаковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и стадии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; принципы классификации религии и т. д. В истории религии сложились некоторые методологические принципы, на основе которых упорядочивался соответствующий исторический, этнографический, археологический, лингвистический и другие материалы, решались дискуссионные вопросы.

В процессе становления методологии истории религии - можно выделить две тенденции: обобщение методологического опыта историков, археологов, этнографов, лингвистов и т.д., применение философской методологии к конкретно-историческим исследованиям. Историки в основном описывали приемы работы над источниками, обобщали имеющиеся исторические факты, привлекая их не только из всеобщей истории, но специальных дисциплин: источниковедения, историографии и т. д. Философы распространяли общие философские положения на определенные области истории религии. Абсолютизация философского знания порой приводила к отрыву методологии истории религии от исторической науки, которая без связи с философией занималась описательством, простым перечислением фактов. Наиболее перспективными оказались подходы, синтезировавшие исторический взгляд с философской методологией. Как отмечал известный историк П. Шантепи де ля Соссе: "Наука о религиях имеет своей задачей изучение религий как в их сущности, так и в их проявлениях. Таким образом, она естественно разделяется на философию и историю религий. Эти две части находятся друг с другом в самой тесной связи ." (Шантепи де ля Соссе П. Иллюстрированная история религии: В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 15).

Главным методологическим требованием в исследованиях по истории религии является ее рассмотрение как части истории общества: 1) необходимо доказать объективное существование исследуемого объекта, т. е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений; 2) выявить по источникам место, время и условия появления объекта; 3) в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта; 4) проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе; 5) раскрыть причины исчезновения объекта; 6) рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.

Экономические, социальные, культурные и прочие перемены приводят к смене одной формы религии другой, более соответствующей вновь сложившимся условиям. Одновременно общественное развитие определяет широту распространения религии, например, возникнув в Индии, буддизм проникает в иные страны. Смена социальных условий приводит и к тому, что ряд религий отходит на задний план, хотя многие элементы их верований включаются в более поздние религиозные системы. В ходе исторического взаимодействия различных религий образуются синкретические формы верований и культа. Религия, распространяющаяся в новых районах, трансформируется, приобретая местные черты. Примером служит так называемый тибетский буддизм (ламаизм). Он сложился в VII-XIV вв. в Тибете и стал синтезом махаяны, ваджраяны и архаического, добуддийского свода верований народов пригималайского региона.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Религия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно боль ...