Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Религиозность, нерелигиозность и их типы
Страница 3

Не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм или молитвенный дом, участвовать в обрядах крещения, венчания, отпевания, в религиозных праздниках и т. п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; Другие совершаются под влиянием общественного мнения; третьи мотивированы эстетическими потребностями; четвертые связаны с желанием торжественно отметить важные события в личной жизни. В подобных случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер. Хотя в системе культовых отношений эти действия несут религиозную смысловую нагрузку, по ним еще нельзя с достаточной степенью точности судить о субъективной религиозности людей. Должны быть выделены главные поведенческие показатели религиозности, т. е. непосредственно связанные с религиозным сознанием. К ним могут быть отнесены: совершение молитвы, исповедь, пропаганда религии, религиозное воспитание в семье и др. Отбирается и ряд вспомогательных критериев: совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и пр. Характер религиозного поведения зависит от религиозной принадлежности индивида или группы (буддизм, христианство, ислам, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, а также разные направления этих религий), типа религиозного объединения (церквь, секта, деноминация), типа религиозности и нерелигиозности. От религиознрго поведения следует отличать поведение религиозных индивидов и групп. Последнее, наряду с религиозным поведением, включает совокупность нерелигиозных действий. Они, хотя и могут религиозно окрашиваться, представляют собой компоненты различных видов внерелигиозной деятельности.

Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне ее. Поэтому критерии религиозного сознания и поведения должны быть связаны с показателями включенности индивида в религиозные отношения. Последние делятся на культовые и внекультовые. В ходе культовой деятельности складываются определенные отношения: служитель культа - рядовой участник, проповедник - слушатель; устанавливаются связи: крестный отец или мать - крестный сын или дочь и т. д. Некультовыми являются взаимоотношения “учителя” и “ученика”, служебные отношения функционеров аппарата религиозных организаций, ряд взаимоотношений, предписываемых церковным правом, уставом религиозного объединения и пр. Важным показателем является членство в религиозной общине, в исполнительных религиозных органах. О включенности или невключенности индивида в систему религиозных отношений можно судить по составу той малой неформальной группы, членом которой он является. Должно приниматься во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, нерелигиозным коллегам, к соседям.

Типы религиозных и нерелигиозных индивидов

Когда речь идет о критериях, имеются в виду индикаторы наличия свойств религиозного сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. В этом случае достаточно выделить такие показатели, которые свидетельствуют хотя бы о минимуме религиозности, причем можно отвлечься от измерения интенсивности религиозных свойств. Интенсивность религиозной веры, степень религиозной информированности, уровень религиозной, мотивации, частота актов религиозного поведения свидетельствуют не о наличии или отсутствии свойства, а о его мере. Мера выясняется тогда, когда наличие свойства уже установлено. Интенсивность, уровень, частота, объем и т. д. не являются критериями религиозности, они характеризуют ее степень. Учет степени интенсивности религиозного свойства важен при построении шкал типов, при разработке типологии. Наряду с религиозными индивидами в различных социальных группах и обществе в целом имеется и часть нерелигиозных. Поэтому самой широкой типологией является та, которая охватывает их всех.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Иисус в ранней Евангельской традиции
Иисус — это сокращенная форма Егошуа, что означает по-еврейски «Яхве есть спасение». «Бог-спаситель» — это и есть «спаситель» народных верований (сотер на греческом языке, как в восточных мистических культах и нередко в династ ...