Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Религиозность, нерелигиозность и их типы
Страница 6

Религиозные и нерелигиозные признаки фиксируются с щью наблюдения, изучения личных документов, контакт-анализа, анкетирования. Не следует думать, что метод наблюдения, к примеру, призван изучать поведение, а другие, допустим, анкетирова-ние, интервьюирование — сознание. Каждый из них способен дать информацию о различных аспектах религиозности. Протокол наблюдения, инструкция по изучению личных докумен-тов, применение контакт-анализа, анкета, интервью включают блоки эмпирических индикаторов религиозных и нерелигиозных свойств — перечень фактов, которые должны быть зафиксированы в ходе исследования. Религиозные свойства связаны с другими признаками. Поэтому любой инструментарий обязан ориентировать на отражение целого комплекса таких признаков: демографических (пол, возраст); социальных, включающих характеристики быта (состав семьи, жилищные условия, наличие в доме технических средств, использование свободного времени и т. д.), материального положения, культуры (образование, знание языков, чтение книг, посещение театров, музеев, кино и т. д.), трудовой и общественной активности (профессия, квалификация, стаж работы удовлетворенность работой, участие в работе общественных объединений и т. д.) и др.

Протокол единичного .наблюдения, личный документ, заполненная анкета, зафиксированные ответы респондента и т. п. представляют собой первичные данные, индивидуальную эмпирическую информацию, т.е. фиксируют единичную эмпирическую ситуацию и поэтому носят в известной мере случайный характер. К тому же индивидуальная информация непосредственно не является материалом теоретического анализа. Ее подвергают статистической обработке и в результате получают определенные статистические данные — средние величины, показатели вариации, корреляционные коэффициенты и пр. Упорядоченная таким образом информация составляет вторичную - совокупную — социологическую информацию, включающую набор эмпирических обобщений. Па этом этапе исследователь может приступить к теоретическому анализу. В процессе обработки первичных данных, в ходе теоретического анализа проверяется правильность отбора эмпирических индикаторов, степень соответствия операциональных понятий реальной действительности, уточняются имеющиеся или разрабатываются новые концептуальные понятия социологической теории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другое по теме

Христианство и римская империя. Гонения
Официальные церковные историки от Евсевия Кесарийского до наших дней всегда рассматривали конфликт между властями Римской империи и христианскими общинами первых трех веков как развертывание своего рода священного процесса нас ...