В мифологиях с подобной матрицей связаны те сюжеты, которые отличает атмосфера колдовства и присутствие демонических сил. Образы зла, рисующие разрушение и смерть, а также сцены насилия или разгула — такие элементы религиозных представлений формируются на этой почве; Сюда, полагал Гроф, относятся демоны, ведьмы, вампиры, вурдалаки, ведьмовские, шабаши, религиозные оргии, дионисийский экстаз, фаллические культы, ритуалы плодородия, храмовая проституция, карнавалы, черная месса, титаны, противоборство добра и зла при сотворении мира, Страшный суд, разрушительные божества, символы смерти и перерождения и многое другое.
Последняя, четвертая матрица — БПМ-4 - (“переживание смерти и возрождения”). Она основывается на заключительной стадии рождения — появлении младенца на свет, первом вдохе, “включении” систем питания, дыхания, очищения. На психологи-ческом уровне эта фаза означает прекращение страдания, облегчение и начало жизни в мире, пусть и значительно менее уютном, чем мир эмбриона, но все же несущем в себе возможность выжить и достичь определенного комфорта. Переживания отчаяния, безнадежности, борьбы и умирания сменяются ощущениями смирения и избавления; наступает состояние примиренности с миром как внешним и иным, но не враждебным “Я”. Эта матрица актуализируется в таких жизненных ситуациях, как с трудом добытые успехи, торжество над опасностью, врагом, удачный выход из опасной ситуации, преодоление главного препятствия, победное завершение войны, а также утоление жажды и голода, избавление от дискомфорта. Ее эмоциональный фон составляют чувства спасения и прощения, любви к ближнему, покорности, освобождения от тягот, ощущения вины, агрессивности, тревожности. В мифологии и сфере религиозных образов БПМ-4 заявляет о себе мотивами умирания для возрождения: птица Феникс, боги растительности, Персефона, воскрешение Иисуса Христа, герои, побеждающие чудовищ, — Мардук, Тезей, Геракл, св. Георгий
Как указывал Гроф, “та область бессознательного, которую мы связываем с этими четырьмя перинатальными матрицами, представляет интерфейс между нашей индивидуальной психикой и тем, что Юнг называл коллективным бессознательным”. Иначе говоря, будучи содержаниями нашего индивидуального опыта, матрицы непосредственно соприкасаются с теми содержаниями, которые образуют трансперсональный уровень психики. Последний представляет собой идеальный мир, объективный в том же смысле, что и коллективное бессознательное. Апеллируя к нему, Гроф стремился объяснить и “легализовать” всевозможные “загадочные явления”, столь волнующие воображение обывателей, — реинкарнацию, экстрасенсорное восприятие, медиумов, шаманов, Контакты с животными-духами, путешествие в мифические реальности, параллельные миры, инопланетян и НЛО, полтергейст, путешествия во времени и т. п. “Посредством нашего сознания, — писал он, — мы можем превзойти время и пространство, пересечь границы, отделяющие нас от других животных видов, пережить процессы, происходящие в царстве растений и в неорганическом мире, и даже исследовать мифологическую и другие реальности, о существовании которых нам ничего не было известно прежде”.
|