Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Трансперсональная психология религии С. Грофа
Страница 3

Дискомфорт в безмятежное существование эмбриона могут внести неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие через материнский организм — алкоголь, никотин, загрязненная окружающая среда, стресс и т. п. В связи с этим данная матрица способна порождать также негативные образы — например, демонов, но в отличие от демонов второй и третьей матрицы -- кровожадных, открыто выражающих агрессию, свирепых - такие существа скорее выступят в обличье отвратительных, коварных, вероломных, но не слишком активных.

Значительно более мрачными являются образы второй БПМ-2, названной Грофом “изгнание из рая”. Она, матрица, формируется на первой стадии родов, которая в биологическом отношении характеризуется изменением гормонального, фона и интенсивной мышечной деятельностью матки. Весь прежний мир эмбриона неожиданно рушится, что вызывает огромный физический дискомфорт. Психологический фон этой матрицы — ощущение сильной тревоги, угрозы, переживание агонии. Источник опасности, нависшей над всем миром, над Вселенной — загадка и непостижимая тайна. Доминирует чувство безнадежности, представление о времени отсутствует, поэтому мучение кажется вечным. Сопряженные с этой матрицей образы — гигантский водоворот, безжалостно затягивающий в самый центр; земля, которая разверзлась и втягивает в жуткие лабиринты; чудовище (тарантул, спрут), которое стремится поглотить весь мир; апокалипсис. Мир здесь всегда представляет враждебную среду, испорченную, зараженную, опасную: завалы и зловонные реки, дьявольские деревья с шипами и ядовитыми плодами, ледяные пустыни, огненные озера и реки крови. Сопутствующее БПМ-2 эмоциональное состояние — отчаяние, безнадежность, вина, смятение, растерянность, чувство собственной неполноценности; сюда же присоединяются различные страхи - умереть, никогда не вернуться назад, сойти с ума. Эта матрица дает начало СКО, которая позже может заявить о себе в таких болезненных состояниях, как паранойя, клаустрофобия, депрессия; во взрослой жизни ею обусловлены потеря инициативы, ощущение бесцельности, отсутствие интереса к жизни, неспособность чему-либо радоваться, а также чувство изоляции., отчуждения, беспомощности, метафизического одиночества.

Данная матрица рождает образы ада и Преисподней, присутствующие в большинстве религий. С ней связан специфически психологический смысл идеи вечности в связи со страданием, с наказанием — вечность выступает не столько в собственно временном значении, сколько как отсутствие возможности и надежды прекратить смертельную муку. Проявления такой матрицы Гроф усматривал в греческой мифологии и трагедии: идеи вечного проклятия, наследственной вины, карающей десницы судьбы, вечные муки героев (Сизиф, Тантал, Прометей). В этом же ряду стоят библейские события: изгнания из рая и связанное с ним проклитие “в муках рождать детей”, мучения Иова, унижение и страдания распятого Христа, переживания Будды, вызванные встречами со “знаками непостоянства”.

Третью матрицу — БПМ-3 — Гроф именовал “борьба смерти и возрождения”. Она соответствует второму этапу появления младенца на свет, когда он, проходя через родовые пути, испытывает колоссальное давление на голову и тело. Все болезненные и травмирующие переживания остаются, но пассивное страдание сменяется активным сопротивлением. Это период борьбы за достижение абсолютной по притягательности цели, в нем задействованы колоссальные конфликтующие энергии, вовлеченные в процесс рождения. Эмоциональные составляющие третьей матрицы — переход от беспомощности к свирепости, освобождение чудовищной агрессии, взрывное напряжение, обладающее саморазрушительными элементами. Актуализация соответствующей СКО у взрослого человека влечет за собой переживания и образы, связанные с насилием, враждебностью, а также сексуальные и садомазохистские мотивы; индивид может ощущать себя одновременно жертвой и палачом, убийцей.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Конфуций и конфуцианство
Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная го ...