Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

“Психология самости” о религии
Страница 2

Применение “психологии самости” к проблемам религии в концентрированной форме содержится в работах Ризутто, например, “Рождение живого Бога”. Основываясь на теориях 3. Фрейда, Э. Эриксона, X. Когута и Д. Винникота и собственных исследованиях, она пыталась построить идеальную типическую модель формирования образа Бога в соответствии, с этапами роста, выделяемыми этими психологами. Она приходит к выводу, что образ Бога, который в западной культуре формируется у ребенка задолго до того, как его начинают учить религии в школе, остается в значительной степени независимым от этих уроков. Данное представление сугубо индивидуально, оно зависит от обстоятельств жизни в раннем детстве и юности, от особенностей окружения. Однажды сформировавшись, образ не исчезает; его можно вытеснить, преобразовать или сохранить и использовать. Он актуализируется в двух ситуациях: когда объекты внешнего мира причиняют индивиду боль, к образу Бога прибегают в поисках утешения и надежды (компенсации); когда окружение вполне комфортно, образ Бога помогает перерабатывать собственные амбивалентные и агрессивные чувства. Изменения в нем происхо- л дят, если есть необходимость восстановить нарцисстическое равновесие в самоощущении.

В развитии ребенка преимущественное значение имеет первая — оральная — фаза: именно она предопределяет дальнейшее отношение к образу Бога. Ризутто основывалась на предложенной 3.Фрейдом гипотезе о развитии детской сексуальности, включающей в себя, по Фрейду, следующие стадии: 1) оральная — возраст до 18 месяцев; зона сосредоточения либидо — рот; 2) анальная — возраст от 1,5 до 3 лет; сексуальные переживания связаны преимущественно с анальной областью; 3) фаллическая, или эдипальная, — возраст от 3 до 6 лет; зона сосредоточения либидо — половые органы; аутоэротизм; 4) латентная — возраст от 6 до 12 лет; фаза сексуального бездействия; 5) генитальная — возраст полового созревания; зона сосредоточения либидо — половые органы; способность к Гетеросексуальным отношениям, Если ненарушенное базовое доверие открывает возможность формирования уверенности в себе, самоценности, то образ Бога будет-в тенденции приближаться к идеализированному образу матери. В случае неудовлетворительного протекания этой фазы человек оказывается впоследствии фиксирован на преувеличенной потребности в самоутверждении, в нем развиваются богоборческие настроения, желание идентифицироваться с Богом, чтобы компенсировать чувство собственной неполноценности.

В анальной фазе в сфере переходных объектов формируется первое полуосознанное представление о Боге, материал для этого поставляют ближайшие родственники. Однако если другие объекты этого ряда постепенно утрачивают свое значение, то образ Бога, напротив, приобретает его во все большей степени. Ребенок, у которого начинает работать функция символизации, все сильнее склонен представлять свои желания и страхи в персонифицированной форме, он создает фантастический мир из героев, монстров, воображаемых спутников, и Бог предстает как один из них. Однако ему Заметно, что окружение явно относится к Богу иначе, чем к другим .образам его фантазии, гораздо серьезнее трактуя реальность Божественного существования. В первых знаниях ребенка о мире Бог уже играет роль важной первопричины вещей: являясь создателем облаков, детей и т. д.

Главными признаками эдипальной фазы выступает страх кастрации, идеализация родителей, склонность к смиренно под воздействием чувства вины. В образе Бога в этот период доминируют черты Великого и Всемогущего. Компенсаторную функцию он выполняет постольку, поскольку выступает как добрый защитник, который не кастрирует ребенка, но подчиняет его себе.

Латентной фазе, характеризующейся обособлением от родителей и растущим ощущением суверенности, сопутствует образ Бога как высшего существа. Оно всеведуще и вездесуще — в частности, осведомлено о тех мыслях и намерениях- которые ребенок скрывает от родителей.

В пубертатный период, когда на качественно новый уровень поднимается способность подростка к логическому мышлению, получает особенное развитие рациональная сторона образа Бога.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...