Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Религия германцев
Страница 2

Один из них, имеющий прямое отношение к концу света, - убийство Бальдра, светлого сына Одина. Бальдр видел свою смерть в пророческом сне. Мать его Фригг взяла клятву со всех вещей в мире не причинять Бальдру вреда, но забыла росток омелы. Локи, завидуя Бальдру, превратился в старуху и выведал у Фригг эту тайну. Тогда он дал слепому богу Хеду, брату Бальдра, прут омелы, подвел его к Бальдру и велел бросить в него прут якобы в знак радости. Этим ударом Бальдр был убит, но богиня Хель согласилась отпустить его, если все живое и мертвое на земле его оплачут. Тогда все, даже камни, стали плакать о его погибели - кроме великанши Текк, под видом которой скрывался сам Локи. Условие не было выполнено, и Хель оставила Бальдра у себя.

В наказание за убийство Бальдра боги привязали Локи к камню кишками его собственных сыновей. Над ним нависает змея, яд которой капает на голову Локи, причиняя ему страшные муки. Но перед концом света хитрец сбежит оттуда.

Рагнарек ("судьба богов") или конец света наступит не мгновенно. Разрушение уже коснулось самого древа Иггдрасиль: его листву съел олень, кора книет, а корни поедает змей Нидхегг. После идиллического начала истории боги начали между собой бессмысленную войну, в ходе которой в Асгарде завелась похоть. Предпоследний акт трагедии - убийство Бальдра. Последний - разгул всех чудовищных сил, которые асам удалось на время покорить: Локи и его потомков, волка Фенрира и великого мирового змея. После того, как явятся страшные предзнаменования, на Асгард набросятся все силы разрушения: Локи во главе безжалостных великанов и сурт, властелин Муспелль, со своими огненными демонами, которые подожгут мироздание. Асы и их противники уничтожат друг друга: волк Фенрир убьет Одина, сын Одина Видар убьет Фенрира, Тор и великий змей убьют друг друга, Сурт убьет Фрейра; все небесные огни погаснут, и погруженную во мрак землю поглотит море. Затем земля снова выйдет на поверхность, станет владением благого и невинного Бальдра и безгрешного людского рода; они станут жить под золотым небосводом.

Шаманизм и воинская инициация.

Шаманические черты заметны у Одина - верховного аса, обладающего магической силой сейдр. Как и у шаманов, у Одина есть волшебный восьминогий конь (Слейпнир) и два всезнающих ворона; он может изменять обличье, вызывать мертвых и т.п.

Берсерки.

Один также является богом войны, и его воины имеют особую судьбу: после смерти они идут е к Хель - богине преисподней, - а в небесный дворец Вальхаллу. Итак, смерть воина равноценна высокому, экстатическоиму по природе мистическомиу опыту. Воин достигает состояния берсерка (буквально "носящего медвежью шкуру") - сочетания смертоносной ярости с невозмутимостью - подражая поведению хищников, в первую очередь волка.

В германском обшществе Один - бог "ярлов", знати, но не пользуется популярностью у "карлов" (свободных людей): их бог - Тор. Вооруженные банды Одинатерроризируют деревни. Кроме того, Один требует человеческих жертв, которые вешают на деревьях - возможно, в воспоминание о том, что сам Один, раненный копьем, девять месяцев висел на дереве Иггдрасиль. Так он получил магическое знание рун и бесценный дар поэзии.

Проф. Д.П. Шантеппи де ля Соссей говорит о том, что служение богам не составляло самостоятельной сферы, т.к. культ во всех отношениях сросся с общественной и частной жизнью. Жрецы имели юридическую силу и политическое влияние (Тацит), осуществляли уголовное право. Жертвоприношения также стояли в тесной связи с разнообразными условиями общественной жизни. Так, праздничные и политические собрания могли сопровождаться жертвоприношениями, часто имеющими мантический характер.

Тесно срослись с жизнью древний культ богов и вера в духов. "Однако, - замечает проф. Д.П. Шантеппи де ля Соссей, - "во всяком случае это нечто другое, чем жреческий обрядовый календарь, который мы отрицали у германцев".

Кроме того, заметно влияние мантики и магии. Существовали как мантика знамений, так и внутреннее познавание, присущее духу прорицателя. Не менее было распространено волшебство, о чем свидетельствуют литература и народные суеверия.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером мышления, ценностными ориентациями, включая конечную цель – освобождение (мокша), всегда отлич ...