Свойства
Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности, их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.
Они имеют субъективный план, план сознания, которое полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Первое отношение развертывается в плане сознания, однако с необходимостью, проявляется и в реальных человеческих связях, например, мирянин - священнослужитель. Контакты среди верующих, хотя и имеют отнесенность к указанным существам, свойствам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с подобными схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства — подчинения (Господь и раб Господень), государственно-правовые структуры (Бог - Царь Небесный, Папа — монарх, каноническое право), судопроизводство (суд над Христом, Бог - судья, грешники - судимые, Судный день), семейные отношения (Бог - Отец, Бог - Сын, брат, сестра). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу всем религиозным отношениям придается моральное значение.
Имеются различные символические посредники, благодаря которым фиксируются соответствующие способы религиозных отношений: 1) предметы неживой и живой природы — икона, крест, распятие, ступа, черный камень, корова, крокодил, голубь и т. п. — тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель “дара” и другие — в этом случае осуществляется персонификация взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д. - это идеализиро-ванная, образная форма опосредования (“И сказал Иисус: .где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” Мф. 18:20); 4) язык — отдельные слова и целые предложения, содержа-щие наставление о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Таким образом, все символические посредники являются знаками, которые “прочитываются” индивидами в религиозных отношениях. Виды
Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи обмениваются информацией, проводят богословские собеседования. Религиозный педагогический процесс предполагает наличие связей “учитель - ученик”, “ректор - педагогический коллектив”, определенных взаимоотношений между слушателями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия по горизонтали) и субординации (соподчинения по вертикали), действуют отношения властвования.
Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям. Эти отношения, развертываясь в сфере сознания, обнаруживаются и между людьми. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического единения, исповедальности, обрядовости, проповедничества и т. д. Ведущий богослужение или обряд играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками и отношений рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь крестного сына или дочери с крестными родителями.
Другое по темеРелигия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца
насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного
типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли
значительно боль ...
|