Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Религиозные деятельность, отношения, организации
Страница 3

Свойства

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности, их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

Они имеют субъективный план, план сознания, которое полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Первое отношение развертывается в плане сознания, однако с необходимостью, проявляется и в реальных человеческих связях, например, мирянин - священнослужитель. Контакты среди верующих, хотя и имеют отнесенность к указанным существам, свойствам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с подобными схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства — подчинения (Господь и раб Господень), государственно-правовые структуры (Бог - Царь Небесный, Папа — монарх, каноническое право), судопроизводство (суд над Христом, Бог - судья, грешники - судимые, Судный день), семейные отношения (Бог - Отец, Бог - Сын, брат, сестра). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу всем религиозным отношениям придается моральное значение.

Имеются различные символические посредники, благодаря которым фиксируются соответствующие способы религиозных отношений: 1) предметы неживой и живой природы — икона, крест, распятие, ступа, черный камень, корова, крокодил, голубь и т. п. — тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель “дара” и другие — в этом случае осуществляется персонификация взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д. - это идеализиро-ванная, образная форма опосредования (“И сказал Иисус: .где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” Мф. 18:20); 4) язык — отдельные слова и целые предложения, содержа-щие наставление о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Таким образом, все символические посредники являются знаками, которые “прочитываются” индивидами в религиозных отношениях.

Виды

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи обмениваются информацией, проводят богословские собеседования. Религиозный педагогический процесс предполагает наличие связей “учитель - ученик”, “ректор - педагогический коллектив”, определенных взаимоотношений между слушателями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия по горизонтали) и субординации (соподчинения по вертикали), действуют отношения властвования.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям. Эти отношения, развертываясь в сфере сознания, обнаруживаются и между людьми. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического единения, исповедальности, обрядовости, проповедничества и т. д. Ведущий богослужение или обряд играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками и отношений рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь крестного сына или дочери с крестными родителями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...