Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть семья, профессиональная группа, сословие, класс, государство, этнос или их части, т. е. такие социальные ц политические объединения, представители которых относят себя к одному, общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранений и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку, — варна брахманов в древнеиндийском обществе, общественная группа жрецов в древних рабовладельческих государствах, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т. д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институтов, субгрупп, субинститутов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений.
Религиозные отношения могут иметь разный характер — солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при мирном сосуществовании, как правило наличествует представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии. Организации
В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для работы во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, “Банк Святого Духа” в Ватикане), политические партии (христианские; исламские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования. Виды и строение
Складываются учрежденияи в религии — вне культовые и культовые. К внекультовым относятся звенья управления внекультовой религиозной деятельностью (отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведении и пр.), а культовые образуют совокупность церковно- и священнослужителей — клир, дьяконат, епископат. В первобытном обществе религиозных организаций не был“ Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись те, кто осуществлял культовую деятельность: шаманы, знахари и т. д. Складывались религиозные группы — “тайные союзы”, не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вме-сте с ним и религиозные организации.
Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В ее рамках на основе различных видов деятельности — культовой и внекультовой — выделяется целая система религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.
Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т. д. Эти принципы определяют составные части организации, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (в католицизме, православии), парламентско-королевский (англиканство), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм) и иные виды.
Общность, включающая в себя все организационные элементы, является религиозным объединением. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами страивается комплекс звеньев вплоть до высшего — центра объединения. В объединении существует и целый ряд других составляющих, которые имеют специфические организационные связи, но в то же время включены в общую структуру (например, духовенство, монашество). Отдельные составные части имеют соб-ственную инфраструктуру. Все звенья представляют взаимосвя-занные органы целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты.
Другое по темеАрианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности и ...
|