| Социология религии — не замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии с другими религиоведческими дисциплинами. В силу того, что религия включает в себя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может быть оторвано от решения философских проблем. С другой стороны, анализ социумных основ раскрывает их связь с гносеологическими предпосылками религии, позволяет глубже понять природу религиозного мировоззрения. Рассматривая структурные элементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа религиозного сознания: массового, группового и индивидуального. Его изучение происходит в области, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования элементов религии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие структуры религиозного сознания, роли религии и т. д. в социологическом плане требует учета данных психологии религии. Социология религии, безусловно, связана с исторической наукой и историей религии. Последние предоставляют материал, служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Она в свою очередь помогает этим дисциплинам реконструировать систему общественных отношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различных цивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.
Социология религии связана с другими специальными социологиями и с частными общественными науками. Этот процесс обусловлен тем обстоятельством, что общественные подсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может быть плодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметом которых выступают другие подсистемы. Социологическое исследование религии опирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права, искусствоведении и социологии искусства, этике и социологии морали, социологии города, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологией религии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальной области может использовать данные, полученные социологией религии, поскольку религия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию поведения людей, в какой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.
Методы исследования
Характеристика методов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологии религии: философскому, специальным обще- и частнонаучным, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический, феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ, индукция, экстраполяция, наблюдение и др.
В социологии различают методы категориально-концептуального и конкретного социологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийного аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др. Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическое исследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановка проблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональная интерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретической гипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных; анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделить следующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановкл проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т. д.); 2) методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода — интервью, анкетирование, тестирование); 3) методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.); 4) методы интернретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.). Таким образом, в.ходе конкретно-социологического исследования при меняется целый комплекс способов и приемов — как эмпирических, так и теоретических.
Другое по темеЛамаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой
религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных
цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко,
буддизм не был и не мог б ...
|