Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Проблемы религии в “философии жизни”
Страница 2

Отрицая необходимость подчинения “сильных людей” любой общепризнанной норме, Ницше писал: “Мы — атеисты и имморалисты, но мы поддерживаем религии стадного инстинкта: дело в том, что при помощи их подготовляется порода, людей, которая когда-нибудь да попадет в наши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки. Мы по ту сторону добра и. зла, — но мы требуем безусловного признания святыни стадной морали”.

Нападки Ницше на христианскую религию имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей явилось отражением кризиса общественного сознания, в том числе и религиозного. Ницше полагал, что “понятие „Бог" выдвинуто как противоположность понятию „жизнь" — все в нем вредное, отравляющее, клеветническое .” Он заявлял о существовании единственного мира — мира земной реальности, который пытаются обесценить понятиями сверхъестественного и запредельного. Наиболее знаменательным событием истории Ницше считал “смерть Бога”.

В “Веселой науке” в афористичной форме он излагал идею смерти Бога, вкладывая в уста героя притчи — безумца — свое понимание этого: “Где Бог? Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я. Мы все его убийцы. Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца? Не блуждаем ли мы в бесконечном Ничто? Бог умер! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами, — кто смоет с нас эту кровь?”. Место Бога в концепции Ницше занял сверхчеловек.

Критикуя христианскую мораль за подавление людей, считающих несвободу своим жизненным идеалом, Ницше не сомневался в том, что человек должен быть свободен, а христианский идеал слабого человека необходимо заменить идеалом античности и эпохи Возрождения — сильной и творческой личностью, не подчиняющейся моральным нормам, санкционированным христианской религией. “ .В понятие доброго человека включено все слабое, больное, неудачное, страдающее из-за самого себя, все, должно погибнуть, — нарушен закон отбора, сделан идеал противоречия человеку гордому и удачному, утверждающему уверенному в будущем и обеспечивающему это будущее — оказывается отныне злым .” — писал философ. Такой человек нуждается в наличии Бога, ибо сам занимает божественное место. Он обладает высшими инстинктами, воплощает собой высший биологический вид и называется сверхчеловеком.

Наряду с культом сверхчеловека, выступая против христианской религии, Ницше заменял ее другой формой религиозного сознания. Вместо христианской теологии он предлагал миф вечном возвращении, согласно которому человек получает возможность утверждать свою волю в стихии вечного становления (проявления космической воли к власти). Взамен религиозного утешения, идей спасения и бессмертия души — выход за пределы человеческой жизни и ее адекватное повторение в вечности. Изменения общественного строя по своей сути цикличны: они не могут дать ничего нового, а лишь повторяют канувшие в Лету типы общества “ .без смысла, без цели . вечный возврат”. Таким образом, в итоге критического рассмотрения существующего религиозного мировоззрения Ницше приходит к религии вечного возвращения, сознательно не давая ей рационального обоснования.

Представлениям Ницше о возникновении и существовании религии свойственна абсолютизация биопсихического аспекта. Психологизм Ницше проявлялся в понимании развития человеческого сознания как деградирующего; гипертрофировании эмоционального фактора, причин, коренящихся в индивидуальном сознании; акцентировании иррациональных форм человеческой психики — инстинктов, имеющих биологическую основу и представляющих собой, по его мнению, проявление космической воли к власти.

Страницы: 1 2 

Другое по теме

Религии древних иранцев
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и н ...