Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Проблемы религии в “философии жизни”
Страница 2

Отрицая необходимость подчинения “сильных людей” любой общепризнанной норме, Ницше писал: “Мы — атеисты и имморалисты, но мы поддерживаем религии стадного инстинкта: дело в том, что при помощи их подготовляется порода, людей, которая когда-нибудь да попадет в наши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки. Мы по ту сторону добра и. зла, — но мы требуем безусловного признания святыни стадной морали”.

Нападки Ницше на христианскую религию имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей явилось отражением кризиса общественного сознания, в том числе и религиозного. Ницше полагал, что “понятие „Бог" выдвинуто как противоположность понятию „жизнь" — все в нем вредное, отравляющее, клеветническое .” Он заявлял о существовании единственного мира — мира земной реальности, который пытаются обесценить понятиями сверхъестественного и запредельного. Наиболее знаменательным событием истории Ницше считал “смерть Бога”.

В “Веселой науке” в афористичной форме он излагал идею смерти Бога, вкладывая в уста героя притчи — безумца — свое понимание этого: “Где Бог? Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я. Мы все его убийцы. Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца? Не блуждаем ли мы в бесконечном Ничто? Бог умер! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами, — кто смоет с нас эту кровь?”. Место Бога в концепции Ницше занял сверхчеловек.

Критикуя христианскую мораль за подавление людей, считающих несвободу своим жизненным идеалом, Ницше не сомневался в том, что человек должен быть свободен, а христианский идеал слабого человека необходимо заменить идеалом античности и эпохи Возрождения — сильной и творческой личностью, не подчиняющейся моральным нормам, санкционированным христианской религией. “ .В понятие доброго человека включено все слабое, больное, неудачное, страдающее из-за самого себя, все, должно погибнуть, — нарушен закон отбора, сделан идеал противоречия человеку гордому и удачному, утверждающему уверенному в будущем и обеспечивающему это будущее — оказывается отныне злым .” — писал философ. Такой человек нуждается в наличии Бога, ибо сам занимает божественное место. Он обладает высшими инстинктами, воплощает собой высший биологический вид и называется сверхчеловеком.

Наряду с культом сверхчеловека, выступая против христианской религии, Ницше заменял ее другой формой религиозного сознания. Вместо христианской теологии он предлагал миф вечном возвращении, согласно которому человек получает возможность утверждать свою волю в стихии вечного становления (проявления космической воли к власти). Взамен религиозного утешения, идей спасения и бессмертия души — выход за пределы человеческой жизни и ее адекватное повторение в вечности. Изменения общественного строя по своей сути цикличны: они не могут дать ничего нового, а лишь повторяют канувшие в Лету типы общества “ .без смысла, без цели . вечный возврат”. Таким образом, в итоге критического рассмотрения существующего религиозного мировоззрения Ницше приходит к религии вечного возвращения, сознательно не давая ей рационального обоснования.

Представлениям Ницше о возникновении и существовании религии свойственна абсолютизация биопсихического аспекта. Психологизм Ницше проявлялся в понимании развития человеческого сознания как деградирующего; гипертрофировании эмоционального фактора, причин, коренящихся в индивидуальном сознании; акцентировании иррациональных форм человеческой психики — инстинктов, имеющих биологическую основу и представляющих собой, по его мнению, проявление космической воли к власти.

Страницы: 1 2 

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...