Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Д. Юм о естественной истории религии
Страница 1

Д. Юм о естественной истории религии

Яблоков И.Н., д-р филос. наук

Английский (шотландский) философ Д. Юм рассматривал религию в ряде своих трудов: “Трактат о человеческой природе”, “О бессмертии души”, “Исследование о человеческом познании” и особенно “Естественная история религии”.

В вопросе о познании и знании Юм занимал позиции агностицизма и скептицизма. Исходным для него являлось понятие “опыт”, а в качестве его элементов выступают перцепции— восприятия. По своему источнику они могут быть трех видов: те, что получены от органов чувств как результат ощущений, когда мы видим, слышим, осязаем; те, которые возникают от “воодушевления страстью”, в результате аффектов, эмоций, когда мы любим, ненавидим, испытываем страх, надежду или желания, влечения; и те, которые появляются как результат деятельности мышления, ума, рефлексии. Юм разделял восприятия также по степени живости и силы: подобным образом он различает впечатления и идеи (мысли). Впечатления представляют собой живые и сильные восприятия, идеи же .суть восприятия, менее яркие по сравнению с впечатлениями, более тусклые и слабые.

Впечатления или сильные восприятия философ подразделял на две группы: впечатления ощущения — первичные, внешние и впечатления рефлексии — вторичные, внутренние. Источником первого рода впечатлений являются органы чувств; внутренние впечатления возникают, когда мы испытываем эмоции, желания, совершаем акты воли. Причина впечатлений .ощущения, совершенно необъяснима для человеческого разума: никогда не удастся решить с достоверностью, происходят ли они непосредственно от объекта, порождаются ли творческой Силой ума или же обязаны своим происхождением Творцу нашего бытия.

Идеи суть “копии” впечатлении, все их содержание выводится из предшествующих им впечатлений. Спрашивать об истинности или ложности впечатлений неправомерно, истинность или ложность присуща идеям: они истинны, если вполне соответствуют впечатлениям. Кроме того, Юм различал простые и сложные идеи, последние являются результатом комбинирования первых путем психологических ассоциаций между впечатлениями и идеями. Сложным идеям нет необходимости иметь сходство с впечатлениями. Философ разработал репрезентативную теорию абстракций. Идеи (т. е. фактически представления) становятся обобщениями тогда, когда приобретают репрезентативные функции: индивидуальный чувственный образ (представление) становится представителем всего класса данных явлений в связи с обозначающим его словом. Слово пробуждает единичную идею наряду с определенной привычкой, а эта привычка возбуждает другую единичную идею. Природа абстрактных идей и общих имен объясняет, по Юму, “ .парадокс, гласящий, что некоторые идеи являются особенными по своей природе, но, представительствуя (in their representation), они общи”. Особенная идея становится общей, будучи присоединена к общему имени, т. е. к термину, который благодаря привычному соединению со многими другими особенными идеями находится в некотором отношении к последним и легко вызывает их в воображении”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного синкретизма. Конфуциан ...