Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Святой праведный Алексий (Мечев)
Страница 1

Святой праведный Алексий (Мечев)

В центре Москвы, в самом начале улицы Маросейки стоит храм Святителя Николая "в Кленниках", как прозвали его в народе.

В этом храме особая благодать, святость, которую чувствует каждый приходящий в него. Здесь небо спускается на землю, а земля поднимается к небу во время богослужений. Здесь живет дух батюшки, отца Алексия Мечева, бывшего настоятеля этого храма, им намоленного и горячо любимого.

Святой праведный Алексий Мечев родился в Москве 17 марта 1859 г. в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечева. С рождения жизнь отца Алексия связана с именем святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Он в свое время спас отца батюшки от смерти на морозе и, увидев в этом Промысел Божий, в дальнейшем заботился о спасенном ребенке, а впоследствии и о его семье. Во время рождения отца Алексия (а роды у его матери, Александры Дмитриевны, были трудные) молился вместе с Алексеем Ивановичем Мечевым об удачном разрешении его жены от бремени и предсказал: "Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия". Так что рождение будущего святого совпало со временем совершения Божественной литургии в Алексеевском монастыре, а первые минуты жизни будущего ревностного служителя у Престола Божия и непрестанного молитвенника о страждущих людях были встречены молитвами великого святителя Русской Православной Церкви. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.

Учился Алексий Мечев в Заиконоспасском училище, затем в Московской Духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому: "Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником".

Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошел. Впоследствии Алексий Мечев понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончании семинарии Алексий Мечев служил псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока, где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий сносил все безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу.

В 1884 г. Алексий Мечев женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви Великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе. Брак его был очень счастливым. Но Анна Петровна страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом постоянных забот отца Алексия. В семье родились дети: дочери Александра (1888) и Анна (1890), сыновья Алексей (1891), умерший на первом году жизни, и Сергей (1892), и младшая дочь Ольга (1896).

19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечев был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к Николаевской, в Кленниках, церкви Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Маленькая церковь Святителя Николая в Кленниках находилась на Маросейке, и приход ее был очень мал, так как поблизости высились большие и хорошо посещаемые храмы.

Несмотря на то, что отец Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться, положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование. Он ввел в своем храме ежедневное богослужение и восемь лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обремененные горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.

Жизнь духовенства малых приходов того времени была материально тяжелой, бытовые условия тоже были плохими. Да еще матушка Анна Петровна тяжело болела, у нее началась водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Она так страдала, что стала просить мужа перестать ее вымаливать, и скончалась 29 августа 1902 г., в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Отец Алексий очень горевал и был безутешен. Для него померк свет. Он закрывался у себя в комнате и изливал свою душу перед Господом. Но однажды произошла у отца Алексия встреча с ныне прославленным святым, праведным Иоанном Кронштадтским. На вопрос отца Алексия: "Вы пришли разделить со мной мое горе?" – отец Иоанн ответил: "Не горе твое я пришел разделить, а радость: тебя посещает Господь". Впоследствии отец Алексий скажет о себе: "Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей". Отец Иоанн посоветовал: "Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет". Отец Алексий был приглашен служить с отцом Иоанном в одной из церквей. Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Он вступил на стезю старчества. К восприятию благодати старчества он был подготовлен многими годами подвижнической жизни, когда батюшка всего себя отдавал молитве и служению людям. Сейчас же он, по выражению одного из духовных чад отца Алексия, священника Николая Руднева, "верным и несменяемым стражем стал у скорбного сердца человеческого". Всех приходящих в маросейский храм, искавших помощи, погрязших в грехах, забывших о Боге, отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялась радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая батюшкой любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка был преисполнен любовию. Он не знал жестокого слова "карать", а знал милостивое слово "прощать". Он не налагал на своих чад бремени тяжелого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов, подчеркивая в то же время необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился. "Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближним", – говаривал батюшка. И сам был полон милующей любви.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Начало константинианской эры: политический, социальный и религиозный кризис ІV века
П ревращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием, в религию терпимую, затем избранную и, наконец, признанную единст ...