Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект,
ислам в целом являет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся
на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя
элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права,
административной структуры древнеперсидских империй и Мистико-метафизических
спекуляций индуизма и буддизма, эта система оказалась сложным итогом
многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская
культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.
Как известно, на обширной территории Ближнего Востока арабы
из небольшой и не очень развитой группы семитских племен именно в результате
исламизации и последовавших за ней процессов превратились в многочисленную
этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой
цивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная
традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых,
включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но
и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий
срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее
стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас
имевшие древние собственные традиции.
Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный
ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за
счет многочисленных инокультурных воздействий на нее – в Египте, Месопотамии,
Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д.
Все эти влияния придали развивавшейся быстрыми темпами
арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития. Они
создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала
на некоторое время во главе мировой цивилизации. Этому способствовало и еще
одно немаловажное обстоятельство. В средние века, начиная с VIIIв.,
европейская культура вступила в полосу заметного упадка, довольно резко
разделившего ее на древнюю, античную, и более позднюю, ренессансную. И хотя и в
это время христианизированная европейская культура как в католической Западной
Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться,
блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее.
Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на
многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы.
Это проявилось, в частности, в математике (арабскими называются заимствованные
арабами из Индии цифры, которыми мы ныне пользуемся), в химии, в философии.
Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII–XIIвв.
видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты
знакомились с работами таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аверроэс,
аль-Газали. Например, комментарии Аверроэса в связи с проблемой толкования
наследия Аристотеля (Стагирита) вызывали живейшие споры среди видных философов
и богословов Европы – таких, как Альберт Великий, Сигерт Брабантский, Фома
Аквинский.
Позже, в связи с распадом Кордовского халифата в Испании и
общим упадком арабской государственности и цивилизации, уровень развития арабской
культуры, ее влияние на другие народы стали падать. Однако то, что вошло в
ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став
обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных
районах, куда проникал ислам, где читали и изучали написанный на арабском языке
Коран, где имели хождение хадисы Сунны. И именно в этом смысле следует говорить
об огромном влиянии арабо-исламской культуры (богословие, фикх, этика, обычаи,
нормы семейной жизни и т.п.) на все те страны и народы, где распространен
ислам.
Рекомендуем к прочтениюПроблема истоков: иудаизм и христианство в свете последних открытии
И стория христианской религии насчитывает теперь уже две тысячи лет,
однако ее идеологические и ритуальные истоки можно обнаружить примерно за столетие
до начала новой эры. Нар ...
Буддизм в Индии
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев
древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими
доктринами и практическими рекомендациям ...
Восток: общество и религия
В современном мире Восток играет все более заметную роль.
Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над
стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и п ...
|