Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей
северной форме Махаяны во IIв. Процесс его укрепления и развития в Китае
был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений
проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход
китайские эквиваленты индуистско-буддийских понятий и терминов. Кроме того,
многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило
распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения;
только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою
очередь щедро черпавшего из сокровищницы индуистско-будций-ской мудрости,
помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые
буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.
Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало
способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий
(III–VIвв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия. В
такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за
высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. В III–IVвв.
вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских
монастырей, храмов и кумирен, а к концу Vв. в государстве Восточная Цзинь
их было уже 1800 с 24тыс. монахов.
Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им
властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, или беглых
горожан, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших
покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских),
так и особенно северных некитайских, «варварских») династий искали его
поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.
Рекомендуем к прочтениюОкончательное размежевание христианства и иудаизма во ІІ веке
Внутренняя организация христианских общин восточного бассейна Средиземного моря,
ставшая моделью для других церквей греко-римского мира, предстает перед нами во
всей своей непо ...
Начало константинианской эры: политический, социальный и религиозный кризис
ІV века
П ревращение христианства из религии меньшинства, выражающей глубокое народное
недовольство правящими слоями, на которую имперские власти смотрели с недоверием,
в религию терпи ...
Религиозные системы древних обществ ближнего востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в
своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные
раннерелигиозному комплексу верования, пред ...
|