Издание репрессивных законов по отношению к культам античного Рима сопровождалось
со времен императора Феодосия целой серией мер, которые угрожали не менее суровыми
наказаниями и еретикам. Язычество и ересь стали считаться государственными преступлениями:
инакомыслие приняло характер раскола с гражданским обществом.
С появлением этих установлений христианская идеология возвысилась до ранга закона.
Классовые отношения остаются без изменений. Самовластие и насилие сохраняются, как
и прежде, порой они дают себя знать еще сильнее. Не было ни реального облагораживания
нравов, ни смягчения сложившихся в то время жестоких отношений в обществе, опустошенном
и отброшенном к границам того, что может вынести человек. Одним из немногих исключений
было упразднение казни на кресте для рабов, но и это послабление вызывалось более
идеологическими, нежели нравственными соображениями.
Кровавые битвы гладиаторов оскорбляли чувства некоторых отцов церкви и части
общества. Однако они продолжались все четвертое столетие, и лишь в начале V в. при
императорах Гонории и Аркадии появились первые законы, которые покончили с играми
гладиаторов. Во всяком случае, их постепенное упразднение было в первую очередь
обусловлено утверждением «варварских» народов, которые всегда поставляли наибольшую
часть военнопленных, обреченных на истребление в цирках.
Так или иначе, абсолютно невозможно говорить о быстрой христианизации римского
права.
Рекомендуем к прочтениюАрианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри ...
Религии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и ...
Окончательное размежевание христианства и иудаизма во ІІ веке
Внутренняя организация христианских общин восточного бассейна Средиземного моря,
ставшая моделью для других церквей греко-римского мира, предстает перед нами во
всей своей непо ...
|