На картине Сальвадора Дали «Христос святого Хуана де ла Крус» образ Иисуса содержит и канонические и черты которыми наделил его сам художник. Из канонических можно выделить - изображение на кресте, но в, то, же время в совсем необычном ракурсе, Иисус легок, но уже не невесом, он более человечен, немного сжат. На картине «Тайная вечеря» Иисус Христос изображен очень экспрессивным, отсутствует его мягкость и гуманность. Образ спасителя уже не смиренный, и страдающий, а экспрессивный, возвеличивающийся над присутствующими.
Работа Сальвадора Дали - Гиперкубическое тело (1954)— полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала.[28]
Сюрреализм Дали искал точек соприкосновения нашей реальности и потустороннего, в частности, 4–мерного мира. Поэтому, с одной стороны, поразительно, а, с другой, ничего удивительного в том, что геометрическая фигура из кубиков, образующая христианский крест, является изображением 3–мерной развертки 4–мерного куба или тессеракта. Ничего удивительного — это с точки зрения Сальвадора. А поразительно потому, что тессеракт в нашем 3–мерном мире принципиально существовать не может, это предмет из иного мира. Может быть автор таким образом хотел показать невозможность постижения Бога, в нашем, всего лишь трехмерном мире.
1.6. Ренато Гуттузо
Ренато Гуттузо (1912-1987), итальянский художник, представитель итальянского неореализма. Родился в Багерии под Палермо 2 января 1912 в семье землемера и сельского администратора. В школьные годы посещал курсы рисования, которые вел футурист П.Риццо.[29]
С конца 1950-х в живописи Гуттузо усиливаются экспрессионистические проявления: цвет обретает особую интенсивность, пространство складывается из пересекающихся перспектив с множеством точек схода, отдельные фигуры и группы изображаются в разных масштабах и рассогласованных ракурсах. На картине «Распятие» (1941)[30], фигура Христа частично загорожена телом одного из разбойников и Марией Магдалиной, так что внимание зрителя невольно обращается к зловещему натюрморту на переднем плане, где выставлены бутылка с уксусом, молоток, и гвозди. Перемещение фигуры Христа из центра композиции в один из ее элементов казалось в свое время смелым новаторством и вызвало сильную негативную реакцию церкви. Работа также воспринималась как скрытая критика режима Муссолини в Италии. Картина типична для направления "социального реализма"- группы художников, стремившихся создать политическое искусство, которое было бы одновременно современным по форме и легко понятным зрителям. В данном произведении он соединяет черты кубизма, например неестественный колорит и искажение анатомического строения тел, с описательным реализмом сюжетного повествования. На протяжении всей жизни Гуттузо привлекал рисунок. В нем он отрабатывал решение объемно-пространственной концепции композиции своих живописных работ, искал выразительные жесты. Порой, предназначенные для живописи, его графические листы слагались затем в серии, обретающие самостоятельное идейное значение. Такова графическая серия «С нами Бог!», в названии которой повторена надпись, выбитая на пряжках ремней нацистских солдат. Сразу после войны серия была издана в виде отдельного альбома.[31]
Сам Иисус выполнен в вполне коническом жанре, но сама постановка картины была воспринята очень не однозначно, серьезное отступление от канона можно усмотреть в отходе от идеи Христа - как композиционного центра.
С 2002 года Британский Институт современного искусства в Лондоне начал воплощать проект на тему «100 художников видят Бога» - работы посвященные тому, как можно изобразить Бога в современном искусстве. Предложив изобразить нечто божественное, кураторы получили в ответ тоже нечто абстрактное, не имеющее ничего общего ни с иконами, ни с академическими картинами.
Другое по темеДаосизм
Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам,
исполняли обряды и ритуалы в честь предков, Неба и Земли, согласно требованиям
Лицзи. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился
выдвинуться из их ...
|