Объединяющее начало: первое рукопожатие между верой и наукой
Быстров М.В.
Фатальное противостояние двух взглядов на мир – научного и религиозного – восходит к абсолютизации либо анализа, либо синтеза. Должны ли оба подхода к осознанию мироустройства всегда оппонировать или, наоборот, дополнять друг друга? Если они, так или иначе, тяготеют к разным полушариям нашего мозга, то, казалось бы, и могут вполне соединиться у нас «под шляпой», стоит лишь нам гармонизировать свое мышление…
Действительно, смыслообразование как раз и начинается при движении от одной «подсистемы» коры к другой, когда между ними возникает своеобразный диалог. Так, новое и внезапное видение реальности в целом – инсайт – озаряет нас, вероятно, при переходе информации от левого, дискурсивно – дискретного полушария к целостно – образному правому, а катарсис – скорее всего, при обратном ходе…
Но, оказывается, есть возможность совершить, так сказать, и осознанный «прыжок» из левой половины мозга в правую – если вспомнить о так называемых отрицательных теоремах математической логики. Это фундаментальное открытие в теории познания называют вехой, разделяющей две эпохи. Главный вывод заключается в «легализации» бесконечности, причем актуальной. Выяснилось, что только в бесконечности любая система достигает совершенства, полноты и самодостаточности, а следовательно, - и самообоснованности. Никакой алгоритм или дискурс не выводит к этим предельным, трансцендентным категориям.
Так пришлось признать, что роль строгой логики в познании сильно преувеличена, если вообще не пренебрежимо мала, а механизм прорыва к новым представлениям совсем иной… Но ведь и к вере мы приходим также интуитивным путем, когда обретаем полную «уверенность в невидимом». А «невидимое Его, вечная сила Его и Божество… через рассматривание творений видимы».
Иначе говоря, «внелогическое» знание поступает к нам сквозь призму эстетического восприятия. Наверное, только Гете, совмещавший в себе поэта и ученого, смог так тонко подметить роль эстетики в онтологии и познании: «Прекрасное – манифестация сокровенных законов природы, без проявления которого они навсегда остались бы сокрытыми». Как бы развивая эту мысль, решающий шаг в понимании «сокровенного» устройства сделал не менее гармоничный деятель кино и доктор искусствоведения С.Эйзенштейн (1939). Он блестяще показал, что магия искусства объясняется его «органическим строем», когда во всех шедеврах и любом жанре, будь то поэзия или музыка, запечатлевается заимствованный у самой природы единый принцип организации.
Этот всепроникающий принцип обеспечивает главное – целостность, благодаря чему мы и воспринимаем весь окружающий мир и произведения искусства как прекрасные. Так неосознанное и многогранное эстетическое чувство находит свою универсальную и простую интерпретацию.
Для неповрежденного ума ясно, что речь идет о золотой, или «божественной» пропорции, которая на протяжении многих веков интригует человека своим всеприсутствием и… необъяснимым происхождением. Она настолько же проста по своей идее, насколько и загадочна… И сегодня её продолжают находить во всё новых природных объектах и глубинном строении нашего организма (см. хотя бы1), а вопрос о её причинах – подчеркнём, с научной точки зрения – так и висит в воздухе.
Но разве «образ и подобие» Божие не проявляется у нас прежде всего в творчестве? Всецело отдаваясь ему с любовью, мы, наверное, бессознательно и следуем элегантной «технологии» Творца и тоже продуцируем нечто, достойное восхищения и даже заслуживающее оценки «и вот хорошо весьма»…
О единстве материального и духовного писал ещё 4 тысячи лет тому назад и легендарный мудрец Египта, «трижды великий» Гермес Трисмегист: «Что наверху, то и внизу, и как внизу, так и наверху». Единая гармония должна обеспечиваться общим принципом организации, который в активной форме становится Вселенской мыслью или духом.
Итак, объединяя интуицию и логику, прекрасное и рассудочное, мы и приходим к искомому действенному первоначалу. Записав золотую пропорцию в необычном – развернутом и непрерывном виде – мы сразу обнаруживаем её глубинный онтологический смысл. В таком бесконечном представлении она объемлет единую взаимосвязанную целостность во всех масштабах бытия. Все оказывается скореллированным со всеми и во всем. Только так и с полным триумфом выводов матлогики во всей своей полноте и раскрывается идея целостной организации, завуалированная в золотой пропорции.
Другое по темеАрианство, два первых вселенских собора и конец язычества
Теологические битвы сотрясали христианский мир не менее двух столетий со времен
Константина и до Юстиниана, вовлекая широкие массы верующих в злобные и нередко
кровавые распри по абсурдным и фиктивным проблемам — единичности и ...
|