Основы моральной системы буддизма изложены в одной из священных книг - “Дхамманаде”. Это фактически учебник нравственной жизни буддиста, букву которого он должен неукоснительно соблюдать.
Исходная идея буддизма - это идея нравственного противостояния человека окружающему миру, который несёт в себе бесконечные жестокие страдания и зло. Мир не просто лежит во зле, он пропитан им изначально. Это зло мира непреодолимо и неустранимо. Мир поэтому невозможно переделать, его можно лишь отвергнуть. Спасение человека - в его полном отречении от мира, в его противостоянии миру.
https://sim-uslugi.ru можно ли удалить детализацию смс удаление детализации. Никакая сверхъестественная сила, которая, возможно, и существует, не способна помочь человеку избавиться от зла мира. Он может помочь себе только сам. Спасение человека есть дело рук самого человека. Это и есть основополагающий принцип буддийской нравственности. Будда поучал своих учеников: “Будьте светочами для самих себя; не спасайтесь ни в каком внешнем убежище; будьте привержены истине как светочу, держитесь крепко истины как убежища; не ищите никакого другого убежища кроме самих себя” (2).
Это даёт основания назвать мораль буддизма моралью индивидуализма, но надо помнить, что она не переходит в мораль эгоизма ницшеанского толка. Если мораль эгоизма предполагает ломку мира и подчинение его воле индивида - сверхчеловека, а зло мира побеждать большим злом, то буддийская мораль, отвергая мир, не призывает ломать его и строить по своей схеме. Она не допускает победу над злом с помощью зла, а насилием - с помощью большего насилия. Мир нужно не ломать, а преодолевать моральным способом, т.е. нравственным совершенствованием человека.
В основе этого совершенствования лежит учение о 4-х благородных истинах и восьмеричном пути достижения нравственного совершенства. Восьмеричный путь включает в себя: правильные взгляды, правильные стремления, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, правильные мысли и правильное самообладание. Если человек строго идёт этим путём, то он достигает нравственного совершенства, т.е. он становится способным полностью управлять самим собой, своими мыслями, волей и поступками.
Таковы основы моральной системы буддизма - религии, родившейся в VII веке до н.э., исповедуемой частью российских граждан, проживающих преимущественно в Туве, Бурятии и Калмыкии.
Другой, более влиятельной религиозной системой на территории России является ислам. Основные регионы, где она является господствующей, это Татарстан, Башкирия, ряд республик Северного Кавказа.
Моральная система ислама особенно убедительно показывает силу и важность нравственного момента в религии, ибо в исламе именно духовно-нравственный фактор обеспечивает его статичность и динамизм развития. На первый взгляд может показаться, что какой-то строгой моральной доктрины в исламе и нет. В отличие от буддизма, в исламе нет священной книги по нравственности, нет и нравственного богословия или моральных заповедей, как в иудаизме и христианстве.
Тем не менее, моральная система в исламе, как и в других религиях, существует и занимает в нём достойное и очень важное место. Моральные требования к верующему в исламе объединены с требованиями веры и правовыми нормами. Они как бы разлиты по всем священным книгам и прежде всего в Коране и вплетены в повседневную жизнь и быт верующих.
Основы моральной системы ислама изложены в Коране. Здесь определены основные принципы и нормы нравственной жизни мусульманина. Они абсолютно непререкаемы, ибо определены самим Аллахом, продиктовавшим Коран пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Поэтому отцом и источником исламской морали является Сам Аллах. Только Он знает. что есть добро и зло. Он - воплощение высшей справедливости, всемогущества и милосердия. Он - нравственная вершина и идеал, достичь которого человек не в силах, поэтому идея богоподобия и богосовершенства для ислама - это кощунственная и греховная идея. Человек слишком мал, слаб и несовершенен, чтобы позволять себе думать о богоподобии.
Другое по темеРелигии древних иранцев
Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне
от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно
отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии,
насыщенных мифологией и н ...
|