Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Традиционные религии
Страница 2

Основы моральной системы буддизма изложены в одной из священных книг - “Дхамманаде”. Это фактически учебник нравственной жизни буддиста, букву которого он должен неукоснительно соблюдать.

Исходная идея буддизма - это идея нравственного противостояния человека окружающему миру, который несёт в себе бесконечные жестокие страдания и зло. Мир не просто лежит во зле, он пропитан им изначально. Это зло мира непреодолимо и неустранимо. Мир поэтому невозможно переделать, его можно лишь отвергнуть. Спасение человека - в его полном отречении от мира, в его противостоянии миру.

Никакая сверхъестественная сила, которая, возможно, и существует, не способна помочь человеку избавиться от зла мира. Он может помочь себе только сам. Спасение человека есть дело рук самого человека. Это и есть основополагающий принцип буддийской нравственности. Будда поучал своих учеников: “Будьте светочами для самих себя; не спасайтесь ни в каком внешнем убежище; будьте привержены истине как светочу, держитесь крепко истины как убежища; не ищите никакого другого убежища кроме самих себя” (2).

Это даёт основания назвать мораль буддизма моралью индивидуализма, но надо помнить, что она не переходит в мораль эгоизма ницшеанского толка. Если мораль эгоизма предполагает ломку мира и подчинение его воле индивида - сверхчеловека, а зло мира побеждать большим злом, то буддийская мораль, отвергая мир, не призывает ломать его и строить по своей схеме. Она не допускает победу над злом с помощью зла, а насилием - с помощью большего насилия. Мир нужно не ломать, а преодолевать моральным способом, т.е. нравственным совершенствованием человека.

В основе этого совершенствования лежит учение о 4-х благородных истинах и восьмеричном пути достижения нравственного совершенства. Восьмеричный путь включает в себя: правильные взгляды, правильные стремления, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, правильные мысли и правильное самообладание. Если человек строго идёт этим путём, то он достигает нравственного совершенства, т.е. он становится способным полностью управлять самим собой, своими мыслями, волей и поступками.

Таковы основы моральной системы буддизма - религии, родившейся в VII веке до н.э., исповедуемой частью российских граждан, проживающих преимущественно в Туве, Бурятии и Калмыкии.

Другой, более влиятельной религиозной системой на территории России является ислам. Основные регионы, где она является господствующей, это Татарстан, Башкирия, ряд республик Северного Кавказа.

Моральная система ислама особенно убедительно показывает силу и важность нравственного момента в религии, ибо в исламе именно духовно-нравственный фактор обеспечивает его статичность и динамизм развития. На первый взгляд может показаться, что какой-то строгой моральной доктрины в исламе и нет. В отличие от буддизма, в исламе нет священной книги по нравственности, нет и нравственного богословия или моральных заповедей, как в иудаизме и христианстве.

Тем не менее, моральная система в исламе, как и в других религиях, существует и занимает в нём достойное и очень важное место. Моральные требования к верующему в исламе объединены с требованиями веры и правовыми нормами. Они как бы разлиты по всем священным книгам и прежде всего в Коране и вплетены в повседневную жизнь и быт верующих.

Основы моральной системы ислама изложены в Коране. Здесь определены основные принципы и нормы нравственной жизни мусульманина. Они абсолютно непререкаемы, ибо определены самим Аллахом, продиктовавшим Коран пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Поэтому отцом и источником исламской морали является Сам Аллах. Только Он знает. что есть добро и зло. Он - воплощение высшей справедливости, всемогущества и милосердия. Он - нравственная вершина и идеал, достичь которого человек не в силах, поэтому идея богоподобия и богосовершенства для ислама - это кощунственная и греховная идея. Человек слишком мал, слаб и несовершенен, чтобы позволять себе думать о богоподобии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...