Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Традиционные религии
Страница 5

То, какими нравственными качествами должен обладать христианин, Иисус изложил в Нагорной проповеди. К этим качествам Иисус отнёс: сознание христианином нищеты собственного духа и стремление преодолеть её, понимание своего несовершенства и скорбь о нём, кротость и смирение, стремление к правде и чистоте сердца, к миру и согласию с другими людьми, терпеливое перенесение гонений за веру. Только обладающие перечисленными нравственными качествами становятся “солью земли”, “светом мира”. Только они способны увлечь других на добрые дела.

Ещё одним очень важным моментом в моральной проповеди Христа было то, что Он обратил внимание не только на поступок, но и на его мотив и подчеркнул. что в связке “мотив - поступок” мотив играет определяющую роль. Он обратил также внимание на то, что мотив поступка имеет сугубо моральную, а не правовую природу. За поступок судит “Закон”, а за мотив - только закон нравственный, ибо правовым оценкам мотив не поддаётся. Поэтому первым делом нравственного воспитания является формирование нравственных мотивов, т.е. нравственного сознания, которое и будет определять характер поступка. Чтобы не убить, не надо думать не только об убийстве, но даже об оскорблении или гневе на ближнего. Поэтому, чтобы не допустить убийства, необходимо подвергать суду тех, кто допускает напрасный гнев на брата своего (Мф, 5,22). Это и будет нравственной профилактикой от убийства. Если человека (мужчину) осуждать за то, что он смотрит на женщину с вожделением, то он будет упреждён от возможного факта прелюбодеяния (Мф, 5,27-28)

Таким образом, суду правовому должен обязательно предшествовать суд нравственный. Суд правовой есть суд, по преимуществу, человеческий; суд нравственный есть, по преимуществу, суд Божий, ибо первый судит за правовое уголовное преступление, суд второй судит за то духовно-нравственное состояние, которое способно породить уголовное преступление. В первом случае приговор выносит соответствующий орган (суд), во втором - совесть (“страх Божий”).

Понятно, какой суд, по Христу, выше и что будет, если отсутствует суд нравственный, недоступный “звону злата”. Где нет воли Божьей, там начинается произвол человеческий. Есть ли необходимость доказывать далее преимущества морального фактора перед фактором правовым, когда наша современная российская действительность очень наглядно демонстрирует правовой произвол и попрание не только высоких Христовых, но и самых элементарных человеческих нравственных заповедей.

Обозначенные здесь положения нравственного учения христианства не исчерпывают всей его глубины и богатства, но дают представление о том великом вкладе, который внёс Христос в развитие религиозной морали. К сожалению, сила и высота обозначенных Христом нравственных принципов и идеалов оказались непосильными для абсолютного большинства христианской части человечества (и церкви, в т.ч. и христианской) и лишь тонкий слой святых праведников в продолжение двухтысячелетней истории христианства подтверждал истинность и спасительность этих принципов и идеалов. Но сила их примера оказалась недостаточной для того, чтобы увлечь всех христиан на путь истинно нравственной, праведной жизни, на путь признания небесного, а не земного смысла человеческой жизни.

Христианская часть человечества пошла, к сожалению и по преимуществу, не путём духовно-нравственного совершенствования, который указал Иисус Христос, а путём совершенствования своего материального благополучия. Путь к этому благополучию залит реками человеческой крови, вымощен телами сотен миллионов людей, отмечен насилием над истиной, враждой и ненавистью, злобой и несправедливостью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность
Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного синкретизма. Конфуциан ...