Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Русские святители и подвижники XIV-XVI вв.
Страница 3

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский Чудотворец (ум. 1407) — основатель и первый игумен Рождественского Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря. Место и время рождения преподобного неизвестны. Ученик Сергия Радонежского, к 1381 г. Савва был уже авторитетным иноком Троицкого монастыря, духовником всей монастырской братии. По благословению Сергия Радонежского в начале 80-х гг. Савва стал игуменом Успенского монастыря на реке Дубенки. В 1392 г. вскоре после смерти преподобного Сергия, братия Троицкого монастыря попросила принять на себя игуменство. Шесть лет Савва возглавлял Троицкий монастырь, а потом отошел от дел, желая пребывать в безмолвии и монашеских трудах.

В 1398/99 гг. сын Дмитрия Донского, Юрий Дмитриевич, князь Звенигородский попросил Савву посетить его дом и благословить домашних. Просьба была не случайной — Савва являлся духовником Юрия Дмитриевича. В Звенигороде Юрий Дмитриевич принялся упрашивать своего духовного отца устроить близ города монастырь. Он показал Савве заранее облюбованное место — на горе "Сторожи" или Сторожевской в полутора верстах от Звенигорода. Это место полюбилось и Савве. В короткое время здесь была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, поставлены келии и собралась братия. Преподобный Савва ввел в монастыре общежительский устав. Монастырь стали впоследствии называть Савво-Сторожевским.

В 1399 г. Савва предсказал победу войску Юрия Дмитриевича в битве с татарами. В благодарность, в 1405 г. на средства князя был построен каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Слава монастыря и его игумена росла. Но Савва, избегая земной славы, удалился от братии в пещеру, которую выкопал в глубоком овраге в версте от монастыря. Здесь он пребывал в трудах, молитве и безмолвии до самой смерти.

Со 2-й половины XV в. у гроба святого стали совершаться многочисленные чудеса. Число их не поддается подсчету, а сам Савва прославился как великий чудотворец. Так, в 1812 г., во время Отечественной войны, монастырь заняли французские войска принца Евгения Богарне. Однажды вечером ему явился старец в черном иноческом одеянии и потребовал прекратить разграбление монастыря. На следующий день Богарне узнал старца в иконе Саввы Сторожевского. В страхе французы бежали из обители.

Местное почитание Саввы началось вскоре после его смерти. Общецерковное почитание утвердилось в конце XV — начале XVI вв. В 1652 г. при царе Алексее Михайловиче произошло торжественное открытие мощей преподобного. Рассказывают, что этому предшествовало чудо. Алексей Михайлович охотился в звенигородских лесах и подвергся нападению медведя. Но явился некий инок, назвавшийся Саввой Сторожевским, и прогнал зверя. В 1680 г. царь Федор Алексеевич переложил святые и нетленные мощи Саввы в серебряную позлащенную раку. Дни памяти: 3 (16) декабря и 19 января (1 февраля).

Преподобный Павел Комельский, или Обнорский (1317–1429) — основатель Троицкого Комельского (Павло-Обнорского) монастыря. Он родился в Москве, в состоятельной семье. В двадцать два года принял иноческий постриг. Узнав о подвигах Сергия Радонежского, пришел к нему и поселился в Троицком монастыре. Пятнадцать лет провел Павел в Троицкой обители: сначала трудился в хлебопекарне и на кухне, а затем удалился в отходную, или уединенную келью. Здесь он жил в безмолвии и молитве. Тяготясь общением с людьми, Павел покинул монастырь. Сергий Радонежский благословил его: вручил медный крест, который впоследствии хранился на гробе Павла в устроенной им обители (крест пропал в 1909 г. во время пожара).

Тридцать пять лет странствовал Павел по глухим пустынным местам. Наконец он обосновался в глухом Комельском лесу, на границе Вологодской и Костромской земель. Три года он провел здесь в полном одиночестве, проживая в дупле огромной липы. В 1393 г. он нашел новое место жительства, возле речки Нурмы в том же Комельском лесу — построил хижину и вырыл колодец.

В уединенный скит потянулись другие иноки. Сначала Павел отказывался принять их. Но потом согласился и возник монастырь, живший по общежительскому уставу. Павел и его ученик Алексей отправились в Москву с просьбой о благословении. Учредительная грамота об основании Троицкого Комельского монастыря датирована 1414 годом.

Игуменом монастыря стал Алексей, т.к. Павел Комельский отказался принять на себя игуменские обязанности. Он жил в уединенной келье, но два раза в неделю приходил к братии на общую молитву и общую трапезу. Матерью добродетели он считал безмолвие. Матерью же всех зол называл праздность. Сам Павел трудился не покладая рук, и никто в обители не пребывал в праздности.

Павел Комельский дожил до глубокой старости — он скончался в возрасте 112 лет. 90 лет своей жизни он посвятил монашеству! В 1540 г. состоялось обретение мощей Павла Комельского. В 1547 г. он был канонизирован. День памяти: 10 (23) января.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Религиозные системы древних обществ ближнего востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с течением времени зам ...