Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Русская святость и укрепление Московского княжества
Страница 2

Юноша тотчас догнал князя и рассказал ему о чудесном видении. С того времени великий князь повелел петь соборные панихиды и божественные службы, и устроил раздачу милостыни и трапезы по отошедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.

Вот еще одно чудо. В годы царствования Ивана Грозного в Коломне жил купец. Однажды на лодке он вместе с сыном выехал для торговли в Москву. По дороге его сын заболел. Купец приплыл к церкви, где почивали мощи блаженного князя Даниила, принес больного сына ко гробу святого и начал горячо молиться. И тотчас сын его стал здоровым, и они продолжали путь. С тех пор отец сильно уверовал в святого Даниила и каждый год в день исцеления сына приходил к его гробу, совершал там молебны и творил милостыню.

Первый московский князь сумел оставить своим детям достаточный политический и материальный капитал для длительной борьбы с тверскими князьями. Даниил был канонизирован в 1547 г. Памятник ему установлен на Даниловской площади в Москве. Дни памяти: 4 (17) марта и 30 августа (12 сентября).

Но после смерти князя Даниила Московского его потомки не имели достаточных прав на великокняжеский престол. В начале XIV в. одним из самых реальных претендентов на объединение русских земель было Тверское княжество под водительством князя Михаила Тверского. Михаил Ярославич Тверской (1272–1318) — сын тверского князя Ярослава Ярославича, племянник Александра Невского. С юных лет Михаил Ярославич активно участвовал в борьбе за власть со своими двоюродными братьями, сыновьями Александра Невского. Первое столкновение произошло в 1288 г. с Дмитрием Александровичем у Кашина. Во время "Дюденевой рати" в 1293 г. Михаил, видимо, заручившись поддержкой темника Ногая, сумел сохранить свой город от погрома. После окончания войны тверской князь остался противником Андрея Александровича и играл довольно активную роль в организованной против него коалиции во главе с московским князем Даниилом Александровичем.

После смерти Андрея Александровича тверской князь, заручившись поддержкой тогдашнего митрополита Максима, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение Владимирское. Там он столкнулся с московским князем Юрием Даниловичем. Михаил Ярославич смог одолеть Юрия, но затраты и взятые на себя обязательства были огромны. На Руси у Михаила дела шли не столь успешно: его посольство не было допущено в Новгород, под Переяславлем погибло большое тверское войско во главе с боярином Акинфом Великим, произошли восстания в Костроме и Нижнем Новгороде. По возвращении Михаил Ярославич смог утвердиться в Новгороде и организовал два похода на Москву. Хотя тверской князь переманил на свою сторону братьев Юрия, Бориса и Александра, ему не удалось разгромить своего врага. Противостояние между ведущими городами Северо-Востока перешло в фазу затяжной политической борьбы. Большую роль в ней сыграл конфликт вокруг митрополичьего престола.

После смерти митрополита Максима, который поддерживал тверского князя, Михаил Ярославич хотел видеть русским митрополитом только своего сторонника. Он направил в Константинополь для поставления архимандрита Геронтия, но в патриархии решили иначе. Русским митрополитом стал игумен Ратского монастыря Петр из Галицких земель. Прибыв на Русь, Петр столкнулся с жесткой оппозицией со стороны великого князя: тот обвинил его в продаже церковных должностей — симонии. На стороне митрополита выступили московские князья, и церковный собор в Переяславле оправдал иерарха. Борьба продолжалась. В 1311 г. митрополит Петр воспрепятствовал походу Дмитрия Михайловича на подконтрольный Москве Нижний Новгород, в 1315 г. сместил лояльных тверскому князю епископов Твери и Сарая.

Когда в 1312 г. на ордынский престол взошел хан Узбек, борьба между московским и тверским князьями разгорелась вновь. Михаил провел два года в Орде и в 1315 г. получил ярлык на великое княжение. Но Новгород отказался признавать его полномочия. Тверской князь повел на непокорный город ордынский отряд, разорил Торжок и заключил выгодный мир. Однако на следующий год новгородцы восстали, и тверское войско потерпело поражение. Тем временем из Орды вернулся Юрий. Он смог жениться на ханской сестре Кончаке и получить ярлык на великое княжение. Михаил уступил Владимир, но Юрий продолжал поход. В битве у села Бортенево тверской князь разгромил московское войско, принудил ордынский отряд к капитуляции и захватил в плен Кончаку. В тверском плену сестра Узбека умерла, и Юрий потребовал ордынского суда. Михаил мог бежать, но зная, что это приведет к карательному походу на Тверь, поехал в Орду. После судебного разбирательства, на котором ему были предъявлены обвинения в убийстве Кончаки, невыплатах дани и сношениях с Литвой, Михаил Ярославич был казнен. Самоотверженное поведение князя было воспето в "Повести об убиении Михаила Тверского", составленной вскоре после его смерти.

Ханские вельможи оклеветали русского князя и обвинили в неповиновении, говоря: "Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним: побил много татар и не давал хану дани". Разгневанный хан Узбек приказал заковать Михаила в колодки. Много дней продолжались мучения князя, многие терпел он издевательства. Но принимал их с кротостью и молитвой, не признавая никаких обвинений. 22 ноября, когда Михаил Тверской стоял на молитве, налетели убийцы. Толпой набросились они на него, долго избивали, потом один из них поразил князя ножом в бок, повернул несколько раз нож в ране и вырезал сердце. Такова была мученическая кончина святого князя Михаила Тверского. Михаил Ярославич был канонизирован, как страстотерпец и мученик за православную веру. День памяти: 22 ноября (5 декабря).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Проблема истоков: иудаизм и христианство в свете последних открытии
И стория христианской религии насчитывает теперь уже две тысячи лет, однако ее идеологические и ритуальные истоки можно обнаружить примерно за столетие до начала новой эры. Наряду с буддизмом и мусульманством христианство ныне ...