Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Русская святость и укрепление Московского княжества
Страница 5

В целом, духовная и политическая деятельность митрополита Алексия в значительной степени способствовала объединению всех сил Руси накануне решающего сражения с татарами на Куликовом поле в 1380 г.

После смерти митрополита Алексия похоронили в церкви Архангела Михаила в основанном им Чудовом монастыре. В 1448 г. он был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1484 г. мощи святого перенесли в церковь, основанную в его честь и построенную в Чудовом монастыре. Ныне мощи святителя Алексия почивают в Свято-Богоявлоенском Елоховском соборе в Москве. Дни памяти: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня), а также 5 (18) октября в день общей памяти святителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену.

А дело своих предков и своего духовного наставника митрополита Алексия продолжил великий князь Дмитрий Иванович Донской (1350–1389). Сын великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры, князь Дмитрий Иванович вступил на московский престол вступил в девятилетнем возрасте, после смерти отца. В 1362 г., в борьбе с князем Дмитрием Константиновичем Суздальским, он получил ярлык на великое княжение владимирское. Для замирения с суздальским князем, в 1366 г. юный Дмитрий Иванович сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, из-за того, что годом раньше Москва выгорела в страшном пожаре, названном в летописях "Великим". Но уже в 1367–1368 гг. в Москве был построен первый белокаменный Кремль. Новый белокаменный Кремль значительно превосходил своими размерами кремль, построенный при Иване Калите. Он занимал почти всю территорию современного Кремля. Мощные двух- и трехметровой толщины стены, восемь или десять башен делали Москву почти неприступной. С того времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XIV в. Дмитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу с тверским князем Михаилом Александровичем за великокняжеский ярлык. Несколько раз тверичи вместе с соседними литовцами разоряли московские земли и осаждали Москву. Но каменные стены нового Кремля выдерживали осады. В 1371 г. Дмитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое княжение владимирское. В 1375 г. Дмитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь. Был заключен мирный договор, который значительно урезал самостоятельность Тверского княжества.

В 70-е гг. Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с татарами. В 1376 г. московское войско ходило походом на волжских булгар, которые были вассалами Орды и, одержав победу, заставили заплатить дань Москве. В Орде в эти годы ханы сменяли один другого, а реальную власть получил темник Мамай. В 1377 г. объединенные русские войска потерпели сокрушительное поражение на р. Пьяне в нижегородских землях. В 1378 г. Дмитрий Иванович разбил татарское войско в битве на р. Воже.

8 сентября 1380 г. в битве на Куликовом поле объединенные русские полки, в которых участвовали дружины 23 князей, под общим командованием Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение татарскому войску под водительством Мамая. За эту победу Дмитрий Иванович получил почетное прозвание "Донской". По некоторым свидетельствам, под знаменем великого князя, в доспехах Дмитрия стоял боярин Михаил Бренок. Боярин погиб, но полк устоял. А великий князь в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дерева, где его после битвы нашли два простых воина-костромича.

Союзные действия русских князей против татар продолжались недолго. В 1382 г. Дмитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное русское войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву, в резне, устроенной татарами, погибло свыше 20-ти тысяч человек. Во время пожара сгорело огромное количество книг, свезенных в город. Тохтамыш вновь установил дань. В качестве залога и гарантии выплаты дани Дмитрий Иванович оставил в Орде своего старшего сына и наследника Василия.

Конец 70-х — начало 80-х гг. отмечено конфликтом Дмитрия Ивановича с новым митрополитом Киприаном. Еще при жизни митрополита Алексия, по требованию литовского князя Ольгерда, константинопольский патриарх назначил Киприана митрополитом Литовским и Русским. Но поставил условие, что после смерти Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Киприану были далеки интересы Московского княжества, он не понимал задач, стоящих перед Русью. Алексий умер в 1378 г. и Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего ставленника архимандрита Михаила (Митяя). Киприана, попытавшегося занять кафедру, арестовали, а затем выставили за пределы Московского княжества — в Литву. Но Михаил (Митяй) умер по дороге в Константинополь. По некоторым сведениям — был отравлен. В 1381 г. Киприан все же утвердился в Москве. Но уже в 1382 г. Дмитрий Иванович выслал его из Москвы. Киприан вернулся в 1390 г., после смерти Дмитрия Ивановича, и его деятельность объективно способствовала интересам Литвы и Орды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Религия и религиоведение
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти ...