Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Собирание русской святости
Страница 2

В 80–90-е годы XIII в. на Руси разразилась междоусобная война между потомками Александра Невского. Каждый из них привлекал на свою сторону татарские войска и рати других русских князей. Федор Черный поддерживал князя Андрея Александровича Городецкого, не раз вместе с ним ходил в походы на русские земли. В ходе войны Федор Черный вернул себе Ярославль, в 1293 г. участвовал в страшной для Руси татарской "Дюденевой рати", разорившей 14 городов.

В сентябре 1299 г. Федор Черный заболел. Перед смертью он принял иноческое пострижение, а затем и схиму в Спасо-Преображенском Ярославском монастыре. Здесь же был и похоронен. В одном гробе с отцом позднее были похоронены и его сыновья — Давыд и Константин.

Во второй половине XV в. началось церковное прославление князя и его детей. 5 марта 1463 г. мощи князей были открыты и сразу же возле них произошли чудеса — исцелились священник и его сын, прозрели две женщины. Мощи решили не опускать в землю, а положили открыто в Спасо-Преображенской церкви. После этого чудеса умножились. Вскоре было установлено местное почитание святых князей. Но причиной прославления были не только чудеса, свершившиеся у мощей, а и желание тогдашних ярославских князей обрести своих, местных небесных покровителей ярославской династии и тем самым подчеркнуть независимость от Московского княжества. Общерусская же канонизация ярославских князей произошла в середине XVI в. День памяти святых и благоверных князей Федора, Давыда и Константина 19 сентября (2 октября).

Своя и очень древняя традиция святости, независимая от московской, существовала в Новгороде Великом. Причем, в XV столетии, во многом в пику Москве, в Новгороде активно канонизируются местные святые, что должно было засвидетельствовать православному миру духовную и политическую независимость новгородских земель. Так, в XV в. в Новгороде начинается почитание древнего новгородского архиепископа Иоанна. Святитель Иоанн Новгородский (в иночестве Илия) (ум. 1186) — первый архиепископ Новгородский, ибо до него новгородские владыки имели сан епископов. Его Житие настолько наполнено легендарными, сказочными мотивами и чудесами, что само напоминает скорее сказку, чем памятник агиографии

Родился Иоанн в Новгороде. Поздние редакции Жития называют имена его родителей — Николай и Христина. У него был еще и брат — Гавриил (в схиме Григорий), также воспитанный в православном духе и впоследствии ставший преемником Иоанна на новгородской архиепископской кафедре. Когда Иоанн вырос, он принял священнический сан и был поставлен священником в новгородскую церковь священномученика Власия.

После смерти родителей Иоанн принимает монашество. В Житии святого (а также в особой "Повести о построении Благовещенской церкви") приводится красочный рассказ о том, как Иоанн и его брат Гавриил решают создать монастырь на средства, оставленные им родителями. Но когда каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был достроен "до рамен", то есть до плеч, у братьев закончились деньги. Однако по молитве братьев свершилось чудо. В сонном видении к ним явилась Пречистая Божия Матерь и пообещала помощь. И в самом деле, наутро братья "уже не в мечтании, но наяву" увидели перед монастырскими воротами красивого коня, на котором была надета узда, выложенная золотом, также золотом было оковано и седло, по обеим сторонам седла были перекинуты два туго набитых мешка. В одном из мешков братья нашли золото, а в другом — серебро. Возблагодарив Пречистую, Иоанн и Гавриил вскоре завершили строительство и украшение храма, а на оставшиеся деньги купили села для содержания монастыря. В этом монастыре братья и приняли иноческое пострижение, рассказывает автор сказания, причем Иоанн получил новое, иноческое имя — Илия

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...