Из этих немногих примеров видно, что разница между словами "лицо" и "лик" не чисто стилистическая, но, безусловно, и смысловая. Лицо — это как бы эмпирическая данность, довольно неустойчивая и подвижная. В течение жизни оно может меняться в ту или другую сторону, что обусловлено внутренней духовной жизнью личности. Если в человеке останавливается возрастание во Христе, слабеет внутренняя духовная работа, выявляющая образ Божий, то это непременно отражается в лице, которое постепенно превращается в личину, призванную скрывать ®бездуховность, без-óбраз-ие и превращается в омертвевшую маску по схеме: лик маска. Если же личность совершает восхождение в Духе, то это® личина ®лицо неизбежно проявляется в лице: оно наполняется светом, с него как бы исчезает все лишнее, и оно становится самим собой, превращаясь в лик, являя собой просветленный образ Божий. Подвижник и епископ второй половины V века Блаженный Диадох описывает это в следующих словах: " .Когда ум начинает с великим чувством вкушать блага Всесвятого Духа, тогда ведать мы должны, что благодать начинает как бы живописать на чертах образа Божия черты Богоподобия". Прп. Силуан Афонский, один из величайших святых ХХ века пишет: "Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти . Мы, хотя и созданы из земли, но Дух Святой живет в нас и делает нас похожими на Господа Иисуса Христа, как дети бывают похожи на отца". Отец Павел Флоренский, увязывая понятия "лик" и "образ Божий", в полном согласии с Отцами утверждает: "Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Когда перед нами — подобие Божие, мы вправе сказать: вот образ Божий, а образ Божий — значит и Изображаемый этим образом, Первообраз его. Лик, сам по себе, как созерцаемый, есть свидетельство этому Первообразу; и преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим своим видом" (Флоренский 1996:434).(5)
Сопоставление и противопоставление лица и лика возможно с разных точек зрения. Если лицо принадлежит к области эмпирического, то лик выражает онтологическое начало, он — "проявленность онтологии". Если лицо — явление, т.е. феноменологично, то лик относится к области сущностного, он ноуменален. Если лицо физиологично и психологично, то лик — метафизичен. Лицо временно, лик — вневременен; лицо тленно, лик — нетленен; лицо субъективно, лик — объективен; лицо душевно, лик — духовен; лицо актуально, лик — потенциален; лицо — это наличность, лик — задание, призвание. Если лицо — это сам изображаемый предмет, то лик — его символ (разумеется, онтологичный). Если лицо явление чувственного мира, то лик — сверхчувственного. Если лицо идивидуально, то лик — соборно-личностен: с одной стороны, он свидетельствует о своей принадлежности к сонму святых (напомним, что канонизация означает "причисление к лику святых"), с другой — являет конкретного, исторического святого.
Лицо требует для себя картины, портрета, лик — иконы; портрет идет по пути или идеализации лица, или максимальной реалистичности его изображения, или утрирования его наиболее выразительных черт, икона восходит по пути выявления в лице лика. Лицо на портрете — это одна из возможных схем данного лица, схваченная на лету, это, перефразируя Гете, "остановленное прекрасное мгновенье", лик же — единственно возможная метафизическая схема лица, это внутренние силовые линии, формирующие его онтологичную основу; лицо — это внешнее строение, лик же — внутреннее. Если лицо на портрете характеризует также, а нередко и прежде всего, художественное видение живописца (в определенном смысле портрет — это всегда и автопортрет), то лик выражает собой соборное видение церкви в индивидуальном преломлении. Если лицо это видение, то лик проступает как видéние — видéние Первообраза. Лицо показывает нам сиюминутность состояния, лик выражает вневременность и чистую "бытийственность". Лицо как бы говорит нам: "Я вот какое" или "Я — такое", лик же говорит: "Аз есмь" или "Я существую". Лицо изображает самое себя, лик свидетельствует о своем самобытии, он самотождественен. Лицо выявляет себя при игре наружного освещения, ему выгодна светотень, и поэтому светотеневая моделировка приобрела такое огромное значение в значение в эстетике Ренессанса (который в определенном смысле можно рассматривать как культ лица и забвение лика), лик же выявляется тогда, когда он внутренне наполняется светом и не принимает свет на себя, а излучает его, что мы и видим в лучших произведениях иконописи. Лицо предполагает в зрителе рассматривание, любование, восхищение или отталкивание, лик предполагает созерцание и молитву; в святоотеческом понимании — созерцание есть антиномичное "вхождение" в Царство Небесное, даже погружение в него, такое общение с Богом, которое преодолевает всякие образы и уже не нуждается в них.
Другое по темеРелигия в древнем Китае
Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца
насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного
типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли
значительно боль ...
|