Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Православие и политическая система. От монархизма к демократии
Страница 4

На Западе существует достаточное количество работ, показывающих, что социально-политическая организация западного общества, отождествляемая с плюрализмом, вытекает из христианства, так как оно является по сути плюралистической религией, а идея свободы играет ключевую роль в христианском мировоззрении. Церковь не несет в себе претензий на тотальное политическое влияние, и эта нетотальность скрыта в видении человеческой природы, в утверждении свободы воли, допускающей вероятность падений . Не представляет особого труда обосновать, что демократическое устройство общества, концепция прав и свободы человека нисколько не противоречат христианству. Известные слова Нового Завета: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Мф. 20, 25), - было бы недостаточно понимать только в моралистическом смысле. Вряд ли можно утверждать, что политической структурой, которая соответствует данному эталону, будет монархия . Некоторые исследователи находят в Библии обоснование свободы личности, в частности, запрет поклоняться и служить идолам может быть понят как запрет рабства, а понятие “раб Божий” становится синонимом понятия свободного человека и противопоставляется понятию раба человеческого .

Культурно-исторические традиции представляют собой крайне сложные явления, включающие разнообразные системы идей, верований, представлений и поведенческих моделей. Любая значимая религиозная культура несет в себе какие-то элементы, совместимые с демократией, также как откровенно недемократические элементы. Если проанализировать устройство и управление Русской Православной Церкви, надо сказать, что, несмотря на строгую иерархическую структуру, ей присущ значительный демократизм. Высший орган церковного управления – Поместный собор – состоит не только из архиереев и священников, но включает в себя мирян. На соборе избирается Патриарх, решения принимаются большинством голосов. Органом управления епархией является епархиальное собрание и выбираемый на нем совет, состоящие из клира и мирян. И, наконец, на самом низу находится приход – община православных христиан, добровольно объединяющихся при храме, которые образуют приходской совет и приходское собрание . Управляющий епархией архиерей, также как и настоятель прихода никогда не будут игнорировать соответствующие коллегиальные органы управления, а тем более вступать с ними в конфликт.

Внимательное рассмотрение истории православных государств показывает, что им совсем не чужды были многие элементы демократии. В частности, хотя в Византии не было конституции в том виде, как она существует сегодня во многих странах , однако ученые полагают, что вполне можно говорить о наличии в Византии “неписанной конституции”. Имелся целый комплекс писанных и неписанных представлений и обычаев, определявших общественное и государственное устройство империи, принципы деятельности государственной власти, провозглашение и смещение императора, функции сената, системы народного представительства и многое другое . Известно, что Византия унаследовала римскую традицию выборности императора, для этой страны характерна высокая социальная мобильность – история знает множество примеров восхождения на вершину власти выходцев “из ниоткуда”. Практика выборности императоров приводила к тому, что выдающиеся политические деятели, успешно в течении многих лет правившие страной, восходили на трон с крестьянского двора. Некоторым из них удавалось основать династию, взводя в царское достоинство своих наследников, но закона о престолонаследии в Византии никогда не было. Источники всякий раз при описании провозглашения императора подчеркивают, что все это совершается по установленному порядку, в соответствии с обычаем .

Олицетворением идеальной модели стабильного демократического устройства для многих является гражданское общество. Оно чаще всего понимается как такая сфера, которая характеризуется спонтанным самоуправлением индивидов и добровольно сформировавшимися ассоциациями и организациями граждан, защищенными от прямого вмешательства органов государственной власти. Церковь, являясь элементом гражданского общества, занимает в системе его институтов особое, уникальное место. Ее методы – убеждение и эмоциональное воздействие, исключающие насилие. Церковь в той или иной мере взаимодействует со всеми видами ассоциаций, оказывая на них воздействие и влияние. Уровень воздействия Церкви на человеческую жизнь остается соизмеримым с влиянием государства и в большинстве случаев превышает возможности других гражданских институтов. Церковь обладает собственными, недоступными государству и другим организациям возможностями. Для общества всегда важно, что, обладая моральным авторитетом, она входит в ту систему сдержек и противовесов, которыми характеризуется демократический режим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Ламаизм
Буддизм, как уже упоминалось, был той универсальной мировой религией, которая являла собой общий религиозный компонент различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Распространившись столь широко, буддизм не был и не мог б ...